Прежде чем преступать к работе в Интернете, учащиеся должны приобрести необходимые пользовательские технологические умения работы в Интернете: пользование программными средствами (Internet Explorer, Netscape Navigator, Outlook Express и т.д.), поисковыми системами и каталогами. Освоение информационной технологии, как показывает опыт, не вызывает сложности, так как высок уровень мотивации. Кроме того, в связи с большим объемом информации в Интернете у школьников возникает проблема формирования цели информационного поиска. Обучаемые часто задаются вопросом: «Как искать?», «С чего начать поиск?». Так как в полученном с помощью поисковых систем и каталогов материале внутренняя структура недостаточна, возникает необходимость специального обучения работе с поисковыми "механизмами": правилами построения запроса, подбор ключевых слов, работе в каталогах и т. д.
Для решения этой проблемы необходимо дать представление учащимся как может быть организована информация. В Интерне используется гипертекстовая организация информации, которая подчиняется следующим принципам: свобода перемещения по документам; сжатое (реферативное) изложение информации; необязательность сплошного чтения текста; наличие справок в структуре информации; использование перекрестных ссылок. При поиске учащиеся не обращают внимания на информацию, которая на первый взгляд кажется незначимой. Хотя на самом деле содержит чаще всего пути дальнейшего поиска: ссылки на подобные ресурсы в сети, адреса каталогов, ключевые термины, определяющие характерные свойства объекта поиска.
Для того, чтобы понять как работают поисковые системы, попытаемся рассмотреть ее как черный ящик - объект изучения, внутреннее устройство которого либо неизвестно, либо слишком сложно для того, чтобы можно было по свойствам его составных частей (элементов) и структуре связей между ними делать выводы о поведении объекта. В нашем случае мы формируем запрос, полученный ответ анализируется, затем модифицируется запрос, снова анализируется ответ. На основании анализа формируется гипотеза, как данная поисковая машина реагирует на определенные типы вопросов. Полученную гипотезу проверяем.
На практических занятиях я предлагаю задание, в котором необходимо найти - сколько ступенек в самой длинной лестнице в мире?
Задают запрос: «В самой длинной лестнице ступенек», «Сколько ступенек в самой длинной лестнице» и т.п.
На самом деле нужно разбить этот вопрос на более мелкие подвопросы. Сначала определить - где находится самая длинная лестница? А самые достижения и рекорды находятся в книге рекордов Гиннеса. Тем самым находится и ответ на поставленный вопрос о ступеньках.
Однако как бы детально ни изучалось поведение "Ч. я.", невозможно получить однозначное суждение о его внутреннем устройстве, т. к. одно и то же поведение может быть характерно для разных объектов. Метод "Ч. я." широко применяют для решения задач моделирования управляемых систем (например, при исследовании сложных систем), особенно в тех случаях, когда представляет интерес поведение системы, а не её строение.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.6 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.8⇒