Наиболее существенными направлениями такой работы для учителя информатики, помимо воспитания и выработки общеучебных навыков, являются:
• духовно-нравственное воспитание;
• художественно-эстетическое воспитание;
• правовое воспитание;
• экологическое воспитание;
• гражданское и патриотическое воспитание.
Задачи духовно-нравственного воспитания стоят перед учителем на каждом уроке, вне зависимости от предмета или направления обучения, но именно учитель информатики способствует формированию нового типа мышления, характерного для члена информационного общества, ориентации учащегося на саморазвитие и самообучение, осознание своих информационных потребностей и выработки культуры потребностей, предотвращения превращения учащегося в потребителя информационнотелекоммуникационных услуг, воспитанию новой коммуникативной культуры.
Методика экологического воспитания реализуется в рамках организации межпредметных связей курса информатики с дисциплинами: «Окружающий мир», «Природоведение», «Естествознание», «География», «Биология» с применением таких организационных форм, как проектная деятельность на уроках и во внеклассной работе в начальной и средней, и исследовательская деятельность в старшей (профильной) школе.
Художественно-эстетическое воспитание органически вплетаются в такое направление обучения информатики как «Обработка графической информации».
Правовое воспитание в вопросах, связанных с использованием и защитой информации и авторских прав особенно востребовано в 9-11 классах и может методически осуществляться при работе по профильным (элективным) курсам и в рамках направления «Социальная информатика».
Гражданское и патриотическое воспитание реализуется в рамках общешкольных, городских, региональных творческих конкурсов работ в области информационных технологий (компьютерной графики, анимации, презентации, Web-сайтов, компьютерных программ, посвященных знаменательным датам в истории государства, города, школы, а также в рамках дисциплин регионального компонента базисного учебного плана и поддержки работы школьных музеев, краеведческой работы. В настоящее время элементы такой методики апробируются в рамках фестиваля «Юные таланты Московии» и других конкурсах, проводимых Московским городским дворцом творчества детей и молодежи «На Полянке». (www.kidsworld.ru).
Следует подчеркнуть, что воспитательная работа учителя информатики не ограничивается работой на уроке или проведением внеклассных мероприятий. Существенна его роль и в общешкольной системе воспитательной работы. Особенно это характерно для работы по предотвращению социально-психологических последствий информатизации в семье и школе. Такая работа организуется совместно с психологами школы в форме проведения социологических исследований, индивидуальных консультаций, бесед с родителями, организации общешкольных мероприятий по данной проблематике.
Элементы воспитательной системы внедрятся нами в режиме педагогического эксперимента в ряде средних школ г. Москвы в виде инвариантных модулей в содержании профильных программ курса информатики и мероприятий по работе с учащимися и родителями в рамках воспитательной работы школы.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.49 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.51⇒