Таким образом, первые экспериментальные исследования новой информационной технологии показали состоятельность этого метода и возможность его применения для коллективного решения сложных проблем. Также был сделан вывод о целесообразности применения данного метода для целей образования, так как в нем используется ярко выраженный синергетический эффект усиления интеллекта учащихся в компьютерной сети, диффузия знаний от хорошо успевающих и умеющих студентов к отстающим и возможность объективного оценивания их знаний и умений.

Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант 05.07.90356.

Литература 1. Протасов В.И. Генерация новых знаний сетевым человеко-машин-ным интеллектом. Постановка проблемы. Нейрокомпьютеры. Разработка и применение. - М. №7-8, 2001. с. 57

2. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. -М.:Логос, 2000.296 с.

3. Протасов В.И. Генетический консилиум - новый метод самообразования и оценки знаний учащихся. Материалы XI специализированной конференции «Информационные технологии в образовании» ИТО 2001. -М. 2001 с. 165-167.

CONCEPT OF KNOWLEDGE: NONCLASSICAL MODEL Sergeev S.F. (ssfpost@mail.ru)

The St.-Petersburg state university, Saint Petersburg

Abstract

The model of concept "knowledge" is considered, based on the nonclassical discourses reflecting constructivisms, environmental-oriented and relativistic sights at processes of knowledge.

КОНЦЕПТ ЗНАНИЕ: НЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Сергеев С.Ф. (ssfpost@mail.ru)

Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация Рассматривается модель понятия «знание», на базе неклассических дискурсов, отражающих конструктивистские, средо-ориентированные и релятивистские взгляды на процессы познания.

«Знание - измышление активного организма, взаимодействующего с окружающей средой.» Имануил Кант

Классическое, широко распространенное в педагогике, понятие знания связано в своем базисе с реализацией принципа детерминизма и положений материалистической теории отражения. В соответствии с ними знание понимается как интериоризация внешней независимой, объективной реальности, создание ее субъективной копии в феноменальном мире человека. Постулируется всеобщая связь явлений в природе, их определенность и однозначность. Вероятность интерпретируется как неполное знание. Считается, что мир познаваем. Результатом познания является достижение трансцендентной истины, получение абсолютного знания. Знание существует независимо от его носителя и может быть передано другим путем реализации специальных обучающих процедур. Обучение ведет к росту знаний, их накоплению. Реализуются инструктивистская формула бихевиоризма «стимул-реакция» и ее варианты «стимул-множество реакций - поведение». В традиционных интерпретациях используется (часто в неявной форме) никем не доказанная гипотеза о дискретности знания и вера в то, что имеются процедуры делающие возможным его измерение и, как следствие, получение объективной оценки. Кроме того, знания часто отождествляются с информацией.

Применение новых технологий в информатике-стр.469 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.471