COLLECTIVE INTELLIGENCE AMPLIFIER Protasov V. (protonus@yandex.ru), Potapova Z., Mikhaiiov L.

Moscow Aviation Institute (State University of Aerospace Technologies)

Abstract

Authors offer a new method of coopération of people in a computer network. The essence of a method consists that each participant of the project brings the contribution to the general work, using the certain rules of interaction. Rules of interaction of people in a network are based on genetic algorithms. The method can appear useful to education. For example, it can be used for a joint writing of referats and translation of texts.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА Протасов E.M.(protonus@yandex.ru), Потапова З.Е., Михайлов Л.В.

Московский авиационный институт (государственный технический университет)

Аннотация Авторы предлагают новый метод творческого сотрудничества людей в компьютерной сети. Суть метода заключается в том, что каждый участник проекта вносит свой вклад в общую работу, используя определенные правила взаимодействия. Эти правила базируются на генетических алгоритмах, и в результате выполнения работы получается продукт более высокого качества. В системе образования, например, его можно использовать при совместном написании рефератов и переводе текстов.

Актуальность разработки новых методов коллективного творчества и принятия решений обусловлена тем, что воспроизводство высококвалифицированных специалистов в настоящее время не достаточно для обеспечения высоких темпов развития науки, технологии и производства. При успешном решении данной задачи совокупный интеллект многих людей и «интеллект» компьютеров может быть сконцентрирован на решение таких сложных проблем, которые не по силам отдельным людям и тем более не могут быть решены пока еще несовершенным «мозгом» компьютеров.

Целью данной работы является обсуждение нового метода коллективного творчества и принятия решений группой индивидов в компьютерной сети, базирующихся на генетических алгоритмах [1]. В отличие от существующих методов коллективного принятия решений (см.,например [2]), в данном методе целевую функцию отбора, генерации и скрещивания идей формируют сами участники. Также, в отличие от метода «мозгового штурма», не требуется снимать психологические барьеры между участниками консилиума. В качестве координатора выступают специально сконструированные правила взаимодействия[1,3], выполнение которых всеми участниками консилиума позволяет бесконфликтно выходить на консолидированное решение, оформленное в виде текста. По сути дела разработан коллективный редактор текста, оформленный в виде сетевой процедуры. В рамках этого метода получена простая оценка вклада каждого участника в коллективный продукт, что позволяет строить справедливые системы оценивания знаний и умений участников общего проекта при решении трудно формализуемых творческих задач.

Для экспериментальной проверки этого подхода перед группой студентов была поставлена задача: написать, работая одновременно в сети компьютерного класса, реферат на тему «Генерация объемного фоторобота с использованием метода коллективного человеко-машинного интеллекта». Предварительно участники эксперимента были обучены методу коллективного творчества и освоили его в процессе решения задачи восстановления фоторобота группой свидетелей. На первой стадии участники эксперимента работали без взаимодействия друг с другом и составили первые варианты реферата. Далее все эти варианты направлялись на сервер, и каждый из участников копировал себе на компьютер по два чужих варианта реферата. Каждый участник выбирал лучший, по его мнению, вариант, вносил в него изменения, сообразуясь с целью проекта. Подготовленные таким образом тексты второй итерации отправлялись на сервер и участники подобным же образом составляли тексты последующих итераций. Специфика генетических алгоритмов такова, что при подобной организации работы через некоторое, малое (от 3 до 7) число итераций большинство текстов начинают совпадать и процесс итераций заканчивается составлением консолидированного текста. Анализ этого документа показал, что консолидированный текст более полно отвечал цели проекта, был более качественным, чем первоначальные варианты текстов. Также достаточно легко был определен вклад каждого участника консилиума в общий продукт и рейтинг авторов.

Применение новых технологий в информатике-стр.468 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.470