Логические игры помогают организовать активную деятельность учащихся, разнообразить учебные приемы, переключать учеников с одного вида деятельности на другой, тем самым способствуя развитию у учащихся логического мышления, внимания и интереса к изучаемому вопросу. Логические задачи представлены в форме виртуальных лабораторий - электронных сред, в которых ученики в интерактивном режиме наблюдают и исследуют некое явление или процесс, могут моделировать и конструировать разные ситуации и получать разные варианты результата. В набор ЦОР будут включены несколько виртуальных лабораторий, ориентированных на решение следующих классов задач: задачи о переливаниях; задачи о переправах; задачи на расшифровку «черных ящиков»; задачи о перекладываниях; задачи о взвешиваниях; задачи о разъездах. Каждая лаборатория основана на построении логической модели решения задач определенного типа. Программная реализация моделей представляет собой тренажеры, с помощью которых может осуществляться как обучение, так и самообучение. Каждая виртуальная лаборатория будет снабжена библиотекой заданий, ранжированных по сложности. Эта библиотека является открытой для пополнения учителем, который в соответствии со своими методическими подходами, может составлять и добавлять собственные задачи. Для этого достаточно просто ввести условие задачи в текстовый файл, затем решить задачу средствами, предлагаемыми в лаборатории и сохранить правильную модель и алгоритм в специально отведенной зоне, защищенной от несанкционированного доступа учащихся. Комплекс виртуальных лабораторий можно использовать в различных режимах: демонстрация решения задач на уроке с помощью единственного компьютера и проектора; индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе; самостоятельный тренинг (в учебном помещении и дома); тестирование.
Безусловно, перечисленные выше классы задач могут быть решены и без компьютера, но мысленное моделирование решения каждой такой задачи становится более эффективным при наличии возможности манипулирования соответствующими объектами на экране компьютера. Наличие соответствующего программного средства (цифрового образовательного ресурса) обеспечивает учащемуся: возможность повторить найденное решение, осмыслить его и попытаться найти более рациональное (оптимальное); возможность отыскать ошибку и скорректировать алгоритм решения на любой стадии; выразительность и яркость экранного видового ряда; возможность наблюдать динамику решения. Работа по решению задач в программной среде, соответствующей техникотехнологическим, дизайн-эргономическим, психолого-педагогическим и содержательнометодическим требованиям способствует формированию устойчивого интереса к предмету, психологического комфорта, положительных переживаний, положительно-эмоционального удивления, ощущения радости успеха.
Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между учеником и учителем. Для обеспечения такого контакта преподавателю необходимо выполнять общие методические требования: разъяснить ученикам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей; возбуждать интерес учащихся, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание; обсуждать с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки; восстановить в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания, не устраняться от управления познавательным процессом во время работы школьников на компьютерах, обращать внимание учеников в нужных случаях на главные объекты, ставить дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждать их. При организации учебного процесса необходимо учитывать, что оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 5-7 классов не должна превышать 20-25 минут. Следует отметить, что возникающее у школьников во время работы за компьютером нервно-эмоциональное напряжение, снимается достижением положительного результата и, напротив, неэффективность действий школьника приводит к возрастанию такого напряжения.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.3 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.5⇒