Исследование обозначенной проблемы проходило на базе Южно-Уральского регионального центра Интернет-образования, созданного при Магнитогорском государственном университете в декабре 2003 года. На текущий момент в Центре прошли обучение более 3000 слушателей.
Практика показывает, что большую часть слушателей Центра составляют учителя-предметники, чье профессиональное становление проходило в то время, когда для основной части населения даже понятие «Интернет» было незнакомым. Поэтому такие педагоги, обладая большим профессиональным опытом, осознают пробелы в компьютерном образовании и испытывают некоторый страх на начальном этапе освоения компьютерных технологий.
Анализируя особенности восприятия учебного материала студентами, пришедшими в вуз «со школьной скамьи» и взрослыми слушателями, мы пришли к выводу, что молодые люди новый учебный материал легче воспринимают, если его изложение построить «от частного к общему», т.е. на конкретных примерах (индуктивный способ обучения). Психологи (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, И.А. Зимняя, Л.Ф. Обухова и др.) утверждают, что именно таким образом ребенок познает окружающий мир. С возрастом у человека ухудшается память, однако он приобретает опыт логических (дедуктивных) умозаключений. Поэтому для взрослого обучаемого в большей степени подходит обучение «от общего к частному» с разъяснением внутренней логики построения учебного материала или выполнения отдельных операций. Опыт показал, что при организации обучения таких слушателей следует учитывать личностные особенности взрослого человека. Например, авторы издания «Требования работодателей к системе профессионального образования» специфические личностные особенности взрослого человека объединяют в три группы [2, с.
24-25]. Первая группа связана с процессом повышения компетентности. Вторая группа - с личностным статусом. Третья группа особенностей определяется барьерами восприятия образовательной деятельности.
Опыт работы нашего Центра показал, что всякий метод обучения необходимо соотносить с возможностями слушателей. А, поскольку слушателями являются взрослые люди, обладающие определенным опытом и моделями обучения, возникла потребность, во-первых, отбора преподавателей, способных работать со взрослыми обучаемыми на основе взаимного уважения и сотрудничества. Во-вторых, подготовки разноуровневого методического материала, ориентированного на неодинаковую базовую подготовку слушателей в области информационных технологий [3, с. 29]. В-третьих, составления расписания с учетом краткосрочности курсов повышения квалификации, начальной подготовки, профессиональной ориентации, возраста обучаемых и т.д. И в свою очередь подбирать преподавателей на каждый блок, ориентируясь на выше перечисленные требования. Кроме того, регулярно проводится анкетирование каждого потока слушателей по нескольким направлениям (для определения базовой компьютерной грамотности слушателей и соответствующего их распределения по группам, с целью выявления недостатков в работе преподавателей, привлекаемых к ведению учебных занятий и т.п.).
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.366 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.368⇒