А.М.Г. посвящается Практически каждый момент любой индивидуум решает ту или иную задачу, состоящую в выборе одной из возможных альтернатив. Решение подобных задач часто выполняется интуитивно, но когда требуется обоснование принятого решения необходимо использование формальных методов.
Рассмотрим задачу выбора одного из возможных вариантов, каждый из которых отличается от других однотипным набором признаков. Предлагается типовая схема решения подобных задач с использованием информационного подхода.
На первом этапе подробно описывается объект выбора. Далее формулируется цель решения задачи, которая существенным образом уточняет характеристики объекта. После этого выполняется анализ и отбор значимых для решения задачи факторов. Факторы классифицируются на количественные и качественные. Виды количественных факторов зависят от цели решения задачи и могут быть “чем больше - тем лучше” и “чем меньше -тем лучше”.
Следующим этапом работы является определение источников информации и получение данных о вариантах и значениях каждого фактора для каждого варианта. В качестве источников могут использоваться ресурсы Интернета, печатные источники, экспертные исследования.
Далее выполняется формализация представления информации. Для этого выполняется оцифровка значений качественных факторов, например, по балльной системе, нормализация значений всех факторов (в интервал от 0 до 1). Алгоритм нормализации факторов различен для факторов видов “чем больше - тем лучше” и “чем меньше - тем лучше”.
Учитывая неравнозначность факторов для достижения цели, вводятся коэффициенты значимости факторов, которые также нормализуются. Итоговая оценка варианта определяется методом взвешенного суммирования.
Информационный подход по данной схеме применялся, например, для решения следующих задач.
• Выбор репетитора перед поступлением в вуз.
• Выбор спортивной секции в Университете.
• Выбор автошколы.
• Выбор коллективного свадебного подарка.
• Выбор маршрута зарубежного путешествия.
• Разработка маршрута автомобильного путешествия.
• Выбор квартиры для покупки.
• Выбор провайдера услуг Интернет.
• Выбор меню праздничного стола.
• Выбор места работы при наличии альтернативных возможностей.
Предложенная схема решения многократно применялась авторами при обучении студентов различных гуманитарных специальностей. Описание этапов решения задач выполнялось средствами MS Word, а нормализация и вычисления оценок - MS Excel, основными источниками информации являлись специализированные сайты в Интернет. Постановка задачи, методы ее решения, получаемые результаты вызывают постоянный интерес у студентов.
COMPLEX PROJECTING OF THE BACIC COMPONENTS OF METHODICAL SYSTEM OF TRAINING TO COMPUTER SCIENCE IN THE HIDER SCHOOL Kitaevskaya T. (olg430@rambler.ru), Arzamastsev A. (arz_sci@mail.ru)
Tambov State University, Tambov
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.24 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.26⇒