ИСМО РАО

Процесс преподавания гуманитарных предметов наиболее традиционен и связан с использованием большого массива информационного материала, что создает много трудностей, возникающих при отборе, компоновке, структурировании различных источников, а также с проверкой результатов деятельности учащихся. Именно этим объясняется необходимость интенсификации преподавания литературы.

Целью изучения предметов гуманитарного цикла является не простая передача информации, а приобщение учащихся к ходу исторического процесса, к мировому художественному искусству, к овладению искусством слова и воспитанию активного творческого читателя.

Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература, эстетически осваивая мир, выражает богатство и многообразие человеческого бытия в словесных образах. Вместе с тем, почти все художественные произведения получают свою «вторую» жизнь: на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, музыке и т.д. - то есть, художественное произведение попадает в широкий культурный контекст и может рассматриваться в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусств. Такой путь изучения литературного произведения помогает углубить его восприятие и анализ и в результате - лучше понять емкий художественный образ.

При изучении литературы главным является текст художественного произведения. Работа над текстом, над словом писателя занимает центральное место на уроке, поэтому назначение любого средства внешней наглядности - помочь ученику в более глубоком восприятии и понимании емкого словесного образа, дать представление о своеобразии личности, творческой манеры писателя.

Вопрос о привлечении смежных видов искусств к изучению литературы традиционен для методики преподавания. Печатные пособия (портреты писателей, фотографии памятных мест и т.д.), диапозитивы, представляющие творческий портрет художника слова, видеофильмы-экскурсии, видеофильмы-экранизации, фонохрестоматии - все эти средства обучения обеспечивают решение методических задач при изучении литературной темы. К сожалению, сегодня потребности учителя-словесника удовлетворяются только на 30 %.

Использование информационной образовательной среды «КМ-Школа» в процессе преподавания литературы обуславливается прежде всего ее широкими методическими возможностями, реализация которых позволяет:

• представить обширный и самый разнообразный материал (текстовой, визуальный, аудитивный, аудиовизуальный);

• дополнять, расширять, видоизменять предлагаемый материал;

• структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений;

• выбрать последовательность знакомства с информацией и степень глубины этого знакомства;

• «извлечь» любой материал и использовать его при подготовке учителя и в самостоятельных работах учащихся;

• выбрать по своему усмотрению тот или иной шрифт;

• сделать любой текст озвученным;

Применение новых технологий в информатике-стр.244 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.246