Институт информатизации образования РАО (ИИО РАО, г. Москва)
Аннотация В статье проводится анализ уровней сформированности информационнокоммуникационной культуры. Дается обоснование необходимости формирования информационно-коммуникационной культуры учащихся.
Развитие общества на современном этапе сопряжено с интенсивным нарастанием научно-технической, специально-культурной информацией, что требует от индивида достаточно высокого уровня информационной культуры, позволяющей продуктивно регулировать, систематизировать информационные потоки. Система образования в настоящее время выступает одной из сфер, в своём развитии связанная с информационной (коммуникационной) культурой учителя и ученика, преподавателя и студента [2].
Таким образом, сформированная информационно-коммуникационная культура учащегося, после окончания учебного заведения, предполагает знания умения и навыки, необходимые ему для успешной жизни в информационном обществе.
Определим уровни сформированности информационно-коммуникационной культуры и раскроем их основные характеристики. Опираясь на иерархию уровней результатов общего образования Б.С. Гершунского, такими уровнями являются - грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура и менталитет.
Грамотность - это, прежде всего, подготовленность к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Грамотность обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Социальная справедливость требует, чтобы эти возможности были равными для всех людей, независимо от их индивидуальных различий.
Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Образованность предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества. Но вместе с тем она предполагает и достаточно определенную избирательность по глубине проникновения и понимания тех или иных вопросов.
Уровень профессиональной компетентности ориентирован на определенную сферу трудовой деятельности человека. В условиях всеобщего разделения труда перед каждым человеком когда-то возникает задача выбора профессии. Профессиональная компетентность реализуется в сфере специального образования.
Культура - это высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность.
Менталитет является квинтэссенцией культуры. В нем воплощаются глубинные основания мировосприятия и поведения человека. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам жизни общества [1].
В иерархии уровней сформированности информационно-коммуникационной культуры учащихся так же можно выделить информационную грамотность:
• знание основ работы с компьютером;
• владение технологией подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и профессиональной деятельности.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.224 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.226⇒