2. О.Г. Смолянинова, Л.М. Туранова, О.А. Савельева, Е.В. Достовалова Перспективы развития подготовки бакалавров гуманитарного профиля в сибирском федеральном университете в области информационно-коммуникационных технологий // Проблемы и перспективы реализации элементов Болонской системы на психолого-педагогическом факультете / отв. за вып. О.Г. Смолянинова.-Красноярск, 2007 г.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ

ОБУЧЕНИИ Селиванова О.Г. (selivanog)

Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КИПК и ПРО)

Аннотация В статье раскрывается сущность личностно-ориентированного обучения, его направленность на становление субъектности ученика. Автор исходит из утверждения, что компьютер призван стать эффективным средством развития ученика в целостном процессе обучения. В статье описан опыт разработки образовательной программы, направленной на подготовку тьторов Интернет - площадок региона.

В современном образовании все больше утверждается личностно-ориентированная парадигма образования. Обучение является личностно-ориентированным в том случае, если представляет собой совокупность условий, способствующих развитию субъектности ученика. Ученик как субъект характеризуется способностью анализировать ситуацию и себя в ней, ставить цели собственной деятельности, находить пути их достижения, контролировать ход своих действий и оценивать результат. Таким образом, личностноориентированное обучение направлено не только на реализацию запланированных результатов обучения, но и на раскрытие индивидуальных познавательных возможностей школьников.

В настоящее время компьютер и информационные технологии все больше входят в жизнь современного человека, том числе руководителя образовательного учреждения, учителя, школьника. В рамках федеральной Программы компьютеризации сельских школ многие образовательные учреждения области получили компьютеры. Однако в большинстве случаев компьютеры используются как техническое средство обучения школьников информатике. Мы исходим из того, что компьютер может стать эффективным средством интеллектуального и личностного развития ученика только в том случае, если будет использоваться не только учителями информатики, а всеми педагогами школы.

Информатизация образовательного процесса открывает новые горизонты для становления субъектности школьника. Однако, чем активнее внедряются информационные технологии в работу образовательных учреждений, тем больше возникает проблем. По меткому высказыванию С.Ю. Теминой, «с компьютером надо обращаться как с огнем - его необходимо, с одной стороны, постоянно поддерживать, а с другой стороны, за ним нужно неусыпно следить»[2, с.77]. Так, в своей статье Ю.Г. Молоков [3] отмечает, что

• налицо «технократический подход к процессу информатизации школы», предполагающий обеспечение школ компьютерами, подключение к Интернет-ресурсам и так далее;

• недостаточным является методическое обеспечение информационных ресурсов в обучении;

Применение новых технологий в информатике-стр.217 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.219