К сожалению, рамки публикации не позволяют подробно рассмотреть названные выше примеры. Но они показывают, в каком направлении может осуществляться формирование ИКТ-компетентности младших школьников в процессе изучения математики.
КОМПЬЮТЕР В ОПЫТАХ СО ЗВУКОВЫМИ ИМПУЛЬСАМИ Майер Р.В. (robert_maier@mail.ru)
Глазовский государственныш педагогический институт
Аннотация Экспериментальная установка состоит из компьютера, к которому подключены динамик и микрофон. Динамик преобразует поступающие от ПК сигналы в звуковые импульсы, сигнал с микрофона выводится на экран монитора. По времени запаздывания сигнала с микрофона можно определить его координату. Приведена программа на языке Pascal, управляющая динамиком и обрабатывающая сигнал со звуковой платы.
Для демонстрации распространения звуковых импульсов используется экспериментальная установка, состоящая из компьютера 4, к LPT-порту которого подключены активные колонки 1 с динамиком 2, а к входу звуковой платы - микрофон 3 (рис. 1). Компьютер посылает импульс напряжения на колонки и начинает оцифровывать сигнал с микрофона, записывая его в массив. Затем он выводит осциллограмму на экран и все повторяется снова. При приближении микрофона к динамику осциллограмма смещается влево, а при удалении - вправо. Параметры используемого ПК: Intel Celeron, 416 МГц, операционная система Windows 98 SE, звуковая плата ES1868 Plug and Play AudioDrive, диапазон ввода-вывода: 0220-022F. Перед запуском программ требуется отключить драйвер звуковой платы: Мой компьютер -> Панель управления -> Система -> Устройства -> ES1868 Plug and Play AudioDrive (WDM). Выбрать "Свойства", поставить галочку в опции "Отключено в данной конфигурации" и перезагрузить ПК. Интерфейс звуковой платы отключать не следует. Управление колонками и обработка сигнала с микрофона осуществляются программой 1.
С помощью оператора port[$378]:=255; (или 0) осуществляется подача логической 1 (или 0) на 2-9 выводы LPT-порта. К одному из них через резистор 1 кОм или конденсатор 10 мкФ следует подключить вход активных колонок. Программирование звуковой платы состоит в записи команды 20h (команда ввода 1 байта данных) в ячейку 22Ch с помощью оператора port[$22C]:=$20;. Операторы port[$226]:=1; port[$226]:=0; используются для сброса цифрового сигнального процессора [1, с.360-364] и обеспечения правильной работы звуковой карты. Результат оцифровки входного сигнала считывается оператором port[$22A]; и сохраняется в массиве x[i]. Когда на входе 0 В, x[i]=127. После заполнения всего массива либо одновременно с этим осуществляется построение графика на экране компьютера. Можно обойтись без звуковой платы, для этого сигнал с микрофона необходимо усилить и подать на один из выводов шины передачи данных LPT--порта (10--17 выводы). Их состоянию соответствует содержимое ячейки ОЗУ с адресом 379h, которое может быть считано оператором x[i]:=port[$379];. Звуковой сигнал, дойдя до микрофона, вызывает появление на соответствующем выводе LPT-порта логической 1. Это используется для изображения прямоугольного импульса на мониторе, определения времени запаздывания сигнала с микрофона по отношению к щелчкам динамика, нахождения расстояния между динамиком и микрофоном.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.182 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.184⇒