В 2003 году в нашем регионе был введен региональный компонент, предусматривающий приоритетом повышение качества учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. Тогда же специалисты кафедры образовательных технологий Калининградского государственного университета под руководством доцента психологопедагогического факультета Варченко В.И. разработали компьютерный практикум для ДОУ на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере» [2].
В состав практикума вошли 936 упражнений, предназначенных в основном для детей старшей и подготовительной групп. Упражнения практикума являются как бы кирпичиками, из которых можно выстроить задание, в соответствии с используемой программой и уровнем развития детей.
Игры могут проводиться как индивидуально, так и с участием двух детей. В программу вошли 4 основных раздела: «Обучение грамоте», «Математика», «Познавательные занятия» и «Развитие индивидуальных качеств».
В разделе «Обучение грамоте» одним из основных направлений является работа со звуком и буквами. Другое направление - изучение букв. Предусмотрено также выделение гласных и согласных букв, ударных звуков слогов, постановка ударений, распознавание парных согласных, дифференциация звуков.
Раздел «Математика» состоит из 2х частей. Первая часть - «Числа от 0 до 10» -предусматривает развитие навыков количественного счета предметов, порядкового счета, сравнение групп предметов с использованием арифметических знаков и знаков сравнения, изучение состава чисел от 3 до 10, решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5. Для подготовительной группы предусмотрены упражнения на знакомство с задачей, ее структурой и решением, а также развитие навыков счета десятками. Вторая часть программы
- «Величины и геометрические фигуры» - направлена на развитие геометрических представлений. В нее включены упражнения на установление соотношений между предметами по линейным размерам: длине, ширине, высоте; работа с основными геометрическими фигурами: кругом (овалом), треугольником, прямоугольником, квадратом; знакомство с пространственными телами: шаром, бруском, кубом, цилиндром. Используется также геометрическая мозаика, работа с узором, выявление закономерности его построения.
В раздел «Познавательные занятия» вошли игры, которые помогают усовершенствовать знания детей о живых и неживых объектах, различных классах животных, разнообразных видах связей в природе в форме логических задач на классификацию, установление соответствий, исключение лишнего.
Раздел «Развитие индивидуальных качеств» тесно связан с развитием зрительномоторной координации детей, произвольного внимания, зрительной памяти, различных компонентов мышления.
Одним из достоинств практикума является способность изменять уровень сложности, незамедлительная адекватная оценка правильности решения задачи, принцип самоконтроля.
Введение компьютерного практикума в педагогический процесс ДОУ позволило переложить на него часть дидактической нагрузки, не заменяя традиционные занятия, а только дополняя их. За время работы с детьми педагогами были выявлены и некоторые проблемы, связанные с особенностями использования компьютера для дошкольников: необходимость ограничения по времени, вследствие соблюдения принципа здоровьесбережения; необходимость быстрого переключения с одного вида деятельности на другой в короткий промежуток времени; отсутствие проявления творчества самого педагога.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.132 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.134⇒