Abstract

In report is diseussed shaping the base knowledges on information seeurity of internet-site and portal when preparing speeialist on informaties in high edueational institutions

ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ Димов Е.Д. (dimov_e@post.ru)

Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА)

Аннотация В докладе обсуждается формирование базовых знаний по информационной безопасности интернет-сайтов и порталов при подготовке специалистов по информатике в высших учебных заведениях

Как известно, исследования в области информационной безопасности до сравнительно недавнего времени проводились только в закрытых и военных вузах. Стремительное развитие информационных технологий инициирует и гражданские вузы к интенсивному накоплению собственного опыта, созданию своих научных школ. В настоящее время ряд Российских вузов успешно осуществляет подготовку специалистов в области информационной безопасности, в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и Таганрогский государственный радиотехнический университет, Московский инженерно-физический институт, Институт криптографии, связи и информатики и др.

Г. Маклаков в своей статье “Научно-методологические аспекты подготовки специалистов в области информационной безопасности”, размещенной в Интернете 10 февраля 2005 г. по адресу:http://daily.see.ru/dailypblshow.efm?rid=9&pid=11837отмечает, что в России вопросы подготовки кадров по информационной безопасности в национальном масштабе получили развитие в 1992 г., когда была сформирована межвузовская научнотехническая программа "Методы и технические средства обеспечения безопасности информации". В период между 1992 и 1998 гг. сложился крупный коллектив исполнителей, в состав которого вошли 15 крупнейших вузов России. И в 2000 г., на основании решения коллегии Министерства образования России “Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования”, был утвержден перечень специальностей высшего профессионального образования по направлению “Информационная безопасность”:

• 075100 “Криптография”;

• 075200 “Компьютерная безопасность”;

• 075300 “Организация и технология защиты информации”;

• 075400 “Комплексная защита объектов информации”;

• 075500 “Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем”;

• 075600 “Информационная безопасность телекоммуникационных систем”.

Повсеместное распространение и использование, в том числе и в системе образования, сети Интернет и появление внушительного количества Интернет-сайтов и порталов, содержащих во многих случаях важную информацию, инициирует необходимость обеспечения их безопасности. Важность этой проблематики объясняется не только ценностью накопленной информации, но и критической зависимостью от информационных технологий. На сегодняшний день безопасность необходима любому серверу, независимо от важности информации, размещенной на нем. Утверждение, что взлом такого сервера никому не нужен в корне не верно, так как сам сервер, как ресурс может быть использован, к примеру для отправки почтового спама или просчета сложных математических задач, а также посылки большого числа “мусорных” запросов на более важный сервер, организуя таким образом попытку реализации угрозы на доступность, целостность, конфиденциальность, несанкционированное копирование www-сценариев с сервера и др. Современные информационные системы сложны и, значит, опасны уже сами по себе, даже без учета активности злоумышленников. Постоянно обнаруживаются новые уязвимые места в программном обеспечении. Приходится принимать во внимание чрезвычайно широкий спектр аппаратного и программного обеспечения, многочисленные связи между компонентами. Таким образом, наукоемкость информационных технологий требует привлечения большого числа специалистов и серьезного технического обеспечения.

Применение новых технологий в информатике-стр.114 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.116