ИТ, развиваемые в настоящее время, называют новыми информационными технологиями (НИТ), то есть, технологиями, связанными с дальнейшим развитием, как компьютеров, так и систем, построенных с их использованием. НИТ основываются на развитии и внедрении компьютерных сетей, систем мультимедиа и виртуальной реальности. Наиболее широко используются НИТ в медицине, управлении, образовании, финансах и системах электронных средств массовой информации [4].
Составной частью ИТ являются компьютерные технологии (КТ), ко-торые обеспечивают сбор, обработку, хранение и передачу информации с помощью электронных вычислительных машин. Основу современных КТ составляют 3 технологических достижения: возможность хранения информации на машинных носителях, развитие средств связи и автоматизация обработки информации с помощью компьютера. На практике КТ реализуются в применении программно-технических комплексов, состоящих из персональных компьютеров или рабочих станций с необходимым набором периферийных устройств, включенных в локальные и глобальные вычислительные сети и обеспеченных необходимыми программными средствами. Использование названных элементов увеличивает степень автоматизации, как научных исследований, так и учебных процессов, что служит основой их совершенствования. [5].
Когда речь идет об ИТ в образовательной сфере, то используется следующее определение понятия: «ИТ - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информа-ции, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента» [6]. Причем, если иметь в виду образовательное пространство, то зачастую речь идет о таком понятии, как «образовательная технология», то есть «законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата за данное время» [7].
В литературе широко применяется термин «педагогическая технология», то есть совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектиро-вание, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов [8].
Несколько необычен подход к термину «образовательная технология» С. А. Смирнова. Он рассматривает технологию как «совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами». Исходя из этого определения, С. А. Смирнов делает следующий вывод: «Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели, то в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагно-стичной цели в образовании». Автор подчеркивает, что в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. Но если для обучения можно определить диагностичную цель, то для воспитания сделать это невозможно. Таким образом, невозможно создать технологию воспитания, а поэтому употребление термина «образовательная технология», с точки зрения автора является некорректным [9].
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.100 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.102⇒