«Замапливание» терминологии В понятие текстурирование обычно входит и создание текстурных координат и отрисовка самих текстур. Я не буду здесь обсуждать приемы рисования феерических текстур и принципы работы Фотошопа. Основное внимание будет уделено принципам создания текстурных координат, по которым эти гениальные текстуры лягут на поверхность.

Вот как еще называют создание текстурных координат на поверхности: «создание UV-координат», «замапливание», «размапливание», «маппинг», «расшивка», «раскройка», «раскладка UV». А также многими другими, не всегда уместными терминами. В рамках данной главы я буду использовать «текстурные координаты» и “UV-координаты» как синонимы, отдавая предпочтение последним.

Компоненты полигональной поверхности типа UV в майском сообществе принято любовно называть «ювишками». «Правильная» фраза - типа «выберите UV-компоненту» или «перетащите UV-координаты» - воспринимается как тяжеловесная, а не то и вообще непонятная. Ну нет для них нормального перевода, как, например, «вершина» для термина «vertex»! Поэтому я, под страхом обструкции буду так и писать «ювишки». Смотрится чудовищно, но ничего другого я непридумал. Не писать же «юви-вершины» или «ув-точки»…

Термин shell можно перевести как «замкнутая область в UV-пространстве». Но это громоздко, поэтому придется как-нибудь выкручиваться, объясняя «на пальцах». Texture Border будут у нас, так и быть, «границы текстурных областей».

Далее я буду говорить о текстурах, имея в виду, как правило, растровые изображения

- где-нибудь нарисованные, сфотографированные или отсканированные.

Создание UV-координат на поверхности Теперь вернемся к вопросу, зачем нужно создавать текстурные координаты. Если вы смоделировали, например, стену, вопрос о том, как положить на нее текстуру, надеюсь, не стоит… Но если модель - это клешня краба, кактус или даже банальный тор? Как «натянуть» на нее прямоугольную текстуру. Иначе говоря, как расположить прямоугольную область на произвольноизогнутой поверхности. Как ее повернуть, растянуть или деформировать?

Представьте себе: у вас в руках переводная картинка (довольно внушительного размера и прямоугольной формы), и вы собрались приложить ее к поверхности и получить узор. Если поверхность - это бутылка, то никаких проблем: вы просто обернете бумагу вокруг бутылки и получите ровный узор. Если поверхность - сфера, придется помучиться, ибо завернув сферу в прямоугольный лист, вам придется зажать верхний и нижний край, изрядно их помяв. Если же взять тор, захочется, чтобы бумага была «резиновой» и растягивалась в нужных местах, чтобы можно было ею «обклеить» тороидальную поверхность. Если это поверхность - куба, вообще непонятно, как быть… Можно, конечно, упаковать куб в бумагу, «как в магазине», но удастся ли перевести узор на боковые грани, вообще непонятно. Проще всего разрезать бумагу на несколько кусков и каждый кусок прилепить к нужной грани. Именно о таком разрезании и пойдет речь в данной главе.

В реальности (то есть в нереальности, то есть в MAYA…) все происходит, как правило, в такой последовательности: сначала создаются UV-раскладки, а уже потом по ним рисуются текстуры. (Случаи, когда готовую фотографию надо натянуть на объект, редактируя UV-координаты, мы рассмотрим отдельно.)


⇐ вернуться назад | | далее ⇒