Данный пример носит академический характер и служит не столько для изготовления реальной заготовки для кабины паровоза, а для обсуждения возможностей и ограничений некоторых инструментов сплайнового моделирования. Построить куб со сглаженными краями и углами можно десятком способов, причем предназначение и дальнейшее использование такой модели могут определять способ ее изготовления с точки зрения экономии временных затрат. И хотя практическая задача состоит обычно в том, чтобы модель хорошо выглядела в конкретной сцене или в конкретном ракурсе, теоретическая задача этого раздела состоит в построении куба со сглаженными краями с возможностью независимого изменения размеров куба и радиуса скруглений. И с сохранением Construction History и контролем непрерывности на швах между поверхностями.
Предвижу упреки в непрактичности. Как можно тратить на простой кубик десятки страниц? Может, лучше построить человеческую голову?
Во-первых, лучше кубик.
Во-вторых, кубик совсем непростой.
В-третьих, вы можете прочитать документацию и даже сделать массу упражнений на применение операций Fillet или Square, однако вы практически нигде вы не обнаружите акцентирование на информации о том, что первая создает кривую параметризацию, а вторая не обеспечивает произвольную точность. Или сведений о том, как с этим бороться.
Создайте NURBS-куб по умолчанию. Напомню, что это - группа из шести плоскостей. Выберите шесть плоскостей прямо на экране.
Выполните Modify=>Center Pivot.
Выберите Scale Tool и сожмите немного все плоскости одновременно.
Далее надо сделать Freeform Fillet между всеми соседними краями плоскостей.
Для того, чтобы удобно было выбирать соседние изопармы, нажмите F8, отключите выбор точек в Selection Masks и включите выбор изопарм.
\\ ь ъ[иГ11 ■ • ♦ г ® + ■ Выбирайте последовательно пары соседниех изопарм и применяйте к ним операцию Freeform Fillet.
Меню Edit NURBS=>Surface Fillet удобно при этом оторвать.
Старайтесь двигаться по часовой стрелке и от боковых граней к горизонтальным для единообразного направления поверхностей.
Для закрытия «уголков» используется операция построения поверхности Square.
Эта поверхность использует три или четыре пересекающихся кривых и натягивает на них «•каркас». Особенность этой поверхности заключается в том, что если кривые-образующие являются •'Поверхностными» кривыми (типа изопарм), то Square гладко стыкует края с окружающими поверхностями.
Выбирайте изопармы на краях -уголков» и применяйте Surfaces=>Square.
Особенность построения состоит в том, что построение Square зависит от порядка выбора кривых. Иногда поверхность просто «переглючивает» (точнее, перекручивает). В этом случае надо просто выбрать изопармы в противоположном направлении. Кроме того, методом тыка старайтесь выбирать изопармы так, чтобы поверхность строилась полюсом вверх. (Я выбирал, начиная с левой изопармы, по часовой стрелке для верхних углов и против часовой стрелки, для нижних).