Отметим также, что в когнитивных аспектах цветового восприятия нельзя полностью разобраться без знакомства с классическим трудом Каца (1935) - ученого, обладающего великолепным знанием данной проблемы.
6.12 КОНСТАНТНОСТЬ ЦВЕТА?
Константность цвета - это еще один часто обсуждаемый феномен, который обычно толкуют как очевидную неизменность цветового восприятия объектов при тех или иных изменениях в освещении. Такое определение вводит нас в некоторое заблуждение, главная причина которого в том, что константности цвета… не существует в самоей человеческой природе! - материалы предыдущих разделов текущей главы и беседа о хроматической адаптации в восьмой главе должны окончательно прояснить данный вопрос.
Мысленно можно поставить интересный эксперимент, указывающий на неоднозначность понятия константность цвета: если цвета объектов были бы действительно неизменны, то не было бы необходимости учитывать источник света в колориметрических вычислениях (выполняемых для прогноза цветовых соответствий) и в итоге не было бы нужды в моделях цветового восприятия, поскольку CIE XYZ-колориметрия определяла бы это восприятие при всех возможных условиях просмотра. Ясно, что дело обстоит не так, и метамерность объектов подчас донельзя усложняет ситуацию: объекты могут соответствовать друг другу по цвету при одном источнике освещения, но быть совершенно непохожими друг на друга при остальных источниках - то есть, мы говорим, что стимулы метамерной пары не обладают цветовой константностью.
Почему же тогда термин «константность цвета» все-таки существует? Возможно, цитата из Эванса ответит на этот вопрос лучше всего: «…в повседневной жизни мы привыкли считать цвет большинства объектов неизменным благодаря большей склонности человека к запоминанию цветов, нежели к непосредственному цветовому восприятию».
Когда цвет исследуется непосредственно, отсутствие его константности становится самоочевидным: изучение цветового восприятия и создание его моделей фактически ставят целью количественное описание и прогноз степени отсутствия константности цвета.
Сравнительно недавние экспериментальные данные, посвященные вопросу константности, представлены в исследованиях Блэквелла и Бушбаума (1988), Фостера и Насцименто (1994), Курики и Учикавы (1996), а также Баумла (1999).
Вместе с тем концепция константности цвета в какой-то степени по-прежнему интересна: во-первых (и это могло бы показаться странным), константности цвета нет в физиологии человека; во-вторых - дальнейшее изучение константности цвета может привести к возникновению теорий, утверждающих, что зрительная система человека стремится лишь к приблизительной цветовой константности, и описывающих ее принципиальные ограничения в реальном мире. Такие теории существуют в сфере т.н. компьютерной цветовой константности, то есть в сфере разработок систем машинного зрения (к примеру, Мэлони и Ванделл, 1986; Дрю и Финлейсон, 1994; Финлейсон и др., 1994).
Джеймсон и Гурвич (1989) описывают некоторые интересные концепции константности цвета, ее физиологическую неполноту, а также биологический смысл этой неполноты. Ученые отмечают ценность комплексных механизмов хроматической адаптации, обеспечивающих требуемую неполноту константности цвета и, следовательно, сохранение информации об освещении. Последнее необходимо для получения важных данных об изменениях в окружающей обстановке, к примеру: погоде, времени суток, характере освещения, а также для получения информации о постоянных физических свойствах объектов сцены.