Идея памятных цветов состоит в том, что наблюдатели помнят некие цветовые прототипы хорошо знакомых объектов: в деле репродуцирования изображений часто упоминаются небо, кожа, листва (Хант, 1995; Бартлесон, 1960; Хант и др., 1974).
Существуют простые и легко воспроизводимые эксперименты, при которых, к примеру, две фигуры, по форме напоминающие соответственно помидор
«_» «_» U ^ U и банан, выполняют из одной и той же оранжевой бумаги, а наблюдателей при этом просят прошкалировать цветовое ощущение от каждого объекта. Муляж банана, как правило, воспринимается слегка желтее, нежели муляж помидора (последний будет восприниматься чуть более красным). Описанные эффекты
Рис. 6.15 Пример двухцветной репродукции изображения: (а) - полноцветный оригиал; (b) - красная, зеленая и синяя сепарации изображения; (с) - комбинация красной сепарации, «проектированной» через красный фильтр, с зеленой сепарацией, «проектированной» с помощью белого света.
слабы, но весьма устойчивы и лишний раз свидетельствуют о важности наблюдательской интерпретации стимулов.
Дополнительные экспериментальные данные, характеризующие цветовую память, дают Нильсон и Нельсен (1981), а также Джин и Шевелл (1996).
Двухцветные проекции
Некоторое отношение к памятным цветам имеют знаменитые двухцветные проекции Лэнда (1959), которые включают в себя полный диапазон цветовых ощущений, якобы воспроизводимых вопреки традиционной трехстимульной колориметрической теории.
На рис. 6.15 показан результат лэндовской двухцветной проекции: оригинальное цветное изображение (рис. 6.15 [а]) в соответствии с максвелловским принципом цветного фотографического процесса (Максвелл, 1858-62) разделено на три черно-белых позитива (рис. 6.15 [b]), представляющих информацию красного, зеленого и синего каналов. Как правило, позитивы проектируются через красный, зеленый и синий фильтры соответственно и при наложении друг на друга дают высококачественную репродукцию оригинального изображения (рис. 6.15 [а]). В лэндовской двухцветной проекции красная сепарация проектируется через красный фильтр, зеленая сепарация освещена обычным белым светом, а синяя - вообще не проектируется (рис. 6.15 [с]).
Как и следовало ожидать, такая проекция в состоянии воспроизвести лишь розоватое изображение, которое хоть и смотрится достаточно полноцветным, выглядит весьма далеким от нормальной трехцветной проекции (с которой Лэнд, по всей видимости, не удосужился выполнить прямого сравнения!).
Качество двухцветной проекции зависит от объекта, поскольку добавка памятных цветов усиливает впечатление. Наблюдаемый эффект восполнения недостающих цветовых ощущений можно легко объяснить симультанным контрастом и хроматической адаптацией (Джадд, 1960; Вальберг и Ланге-Ма-лецкий, 1990).
* * *
Когнитивные аспекты цветового восприятия и цветового различения очень интересны, но по большей части лежат вне контекста данной книги. Интересный материал по данному вопросу можно найти у Давыдова (1991): любопытно, что когнитивная модель, предложенная исследователем, хорошо согласуется с различными интерпретациями цветового восприятия, объясняющими феномены, описанные в нашей книге.