Встает вопрос: что важнее? - соответствие (то есть репродуцирование) по субъективной яркости и полноте цвета или по светлоте и насыщенности? (Отметим, что цветовой тон определяется одинаково в обоих случаях.) Ответ, конечно, зависит от конкретной задачи, но чаще всего результат определяется соответствием по светлоте и насыщенности, поскольку они являются наиболее важными параметрами. Проиллюстрируем сказанное: в сфере цветового репродуцирования обычно возможно (и желательно) добиваться соответствия по параметрам светлоты/насыщенности. Представьте, что вы пытаетесь выполнить репродуцирование по критерию «субъективная яркость/полнота цвета» с помощью отражающей поверхности: чтобы воспроизвести изображение освещенного ярким солнцем школьного автобуса, пригодное для рассматривания при офисном освещении, придется выполнить отпечаток, который должен в буквальном смысле слова гореть, дабы воспроизвести субъективную яркость и полноту цвета оригинала. Решить такую задачу физически невозможно, но можно пойти иным путем: с отпечатком в руках выйти на яркий свет. Но хотим ли мы этого? Представьте себе, берем фотографию некоей персоны, сделанную при свете свечи, и выполняем репродукцию, предназначенную для рассматривания на солнечном свету: нам будет легко репродуцировать субъективную яркость и полноту цвета оригинальной сцены, но при бытовом освещении такая фотография будет выглядеть очень темной (почти черной), и мы решим, что это просто очень плохой отпечаток. Следовательно, заказчик цветовой репродукции на самом деле ожидает соответствия изображения по критерию «светлота-насыщенность».
Попытки выполнить репродуцирование, используя модель цветового восприятия, не учитывающую изменения яркости, даны на рис. 4.2 и 4.3.
Существует ряд ситуаций, когда критерий «субъективная яркость/полнота» намного важнее, чем «светлота/насыщенность». Наятани (1990) отмечает следующие:
1. Спецификация цветовоспроизводящих свойств источников освещения: в данном контексте важнее знать, каковы будут не столько светлота и насыщенность, сколько субъективная яркость и полнота цвета объектов под данным световым источником.
2. Оценка качества изображения при том или ином способе репродуцирования: к примеру, при сравнении качества диапозитивов, проектируемых на экран с помощью эпидиаскопа в затемненном (или не очень затемненном) помещении, наблюдателей в первую очередь интересует субъективная яркость
Рис. 4.2 Сравнение репродуцирования по светлоте/насыщенности с репродуцированием по субъективной яркости/полноте. Яркость оригинала меньше, чем яркость репродукции. Репродуцирование по субъективной яркости/полноте приводит к тому, что изображение (для компенсации повышенного уровня освещенности репродукции) становится очень темным. Репродуцирование по светлоте/насыщенности вполне адекватно оригиналу, поскольку оперирует относительными атрибутами восприятия.
Рис. 4.3 Сравнение репродуцирования по светлоте/насыщенности с репродуцированием по субъективной яркости/полноте. Яркость оригинала больше, чем яркость репродукции. Репродуцирование по субъективной яркости/полноте приводит к тому, что изображение (для компенсации пониженного уровня освещенности репродукции) становится очень светлым. Репродуцирование по светлоте/насыщенности вполне адекватно оригиналу, поскольку оперирует относительными атрибутами восприятия.