Интересный разговор о коричневом цвете предлагают Бартлесон (1976), Фулд и др. (1983), Маусфельд и Нидерэ (1993).
Выбор наименования, определяющего цветовое восприятие, зависит от предварительного учета различия между неизолированными и изолированными цветами. У изолированных цветов существуют лишь следующие атрибуты восприятия: цветовой тон, субъективная яркость, полнота цвета и его чистота. У изолированных цветов отсутствуют те атрибуты цветового восприятия, которые являются результатом оценки относительно белого (и сходным образом освещенного) объекта. С другой стороны, у неизолированных цветов присутствуют все атрибуты восприятия: цветовой тон, субъективная яркость, светлота, полнота цвета, насыщенность и чистота.
4.8 ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ВИДЕ ФОРМУЛ
Понятия, точно описывающие цветовое восприятие, периодически путают. Поэтому, для того чтобы сохранить точность определений, часто прибегают к простым формулам, которые не являются строго математическими и дают лишь общее описание взаимоотношений между различными атрибутами цветового восприятия. Понимание определений в логике данных формул - это краеугольный камень понимания сути различных моделей цветового восприятия.
4.9 СУБЪЕКТИВНАЯ ЯРКОСТЬ/ПОЛНОТА ПРОТИВ СВЕТЛОТЫ/НАСЫЩЕННОСТИ
О цвете, как правило, думают как о трехмерном явлении, и цветовые соответствия, как правило, оценивают при помощи только трех чисел. Однако выясняется, что для детального описания цветового восприятия трех измерений недостаточно и что фактически для спецификации цветового восприятия необходимы пять перцепционных измерений:
•Субъективная яркость •Светлота •Полнота цвета •Насыщенность •Цветовой тон Чистота избыточна, потому что автоматически известна, если известны все пять атрибутов, перечисленных выше. Однако на практике почти никогда не возникает необходимости знать все пять параметров: обычно наибольший интерес представляют неизолированные цвета и только относительные атрибуты восприятия по-настоящему важны. Таким образом, чаще всего стоит интересоваться относительными атрибутами восприятия, такими, как светлота, насыщенность и цветовой тон.
Может показаться, что для описания цветового восприятия использование всех пяти атрибутов излишне, однако это не всегда так, на что элегантно намекает Наятани (1990). В своей статье Наятани описывает теоретическую и экспериментальную разницу между перцепционным соответствием стимулов по субъективной яркости/полноте и перцепционным соответствием по светлоте/насыщенности и показывает, что в большинстве условий просмотра эти два способа сравнения различны.
Представьте себе, что в солнечный день вы смотрите на желтый школьный автобус - его пример продемонстрирует типичные атрибуты восприятия: цветовой тон (желтый), субъективная яркость (высокая), светлота (высокая), полнота цвета (высокая) и насыщенности (высокая). Теперь представьте себе, что вы рассматриваете фоторепродукцию нашего школьного автобуса при относительно слабом офисном или домашнем освещении: изображение автобуса будет идеально соответствовать оригинальному объекту по цветовому тону (желтый), светлоте (высокая) и насыщенности (высокая), однако субъективная яркость и полнота цвета при рассматривании отпечатка в тусклом свете никогда не будут равны таковым у реального автобуса, стоящего на ярком солнечном свету. Так получается потому, что от отпечатка отражается гораздо меньше световой энергии, чем от оригинального объекта, но если теперь с этим отпечатком выйти на залитую солнцем улицу и подойти к самому автобусу, то вполне вероятно, что репродукция будет соответствовать оригиналу по всем пяти параметрам восприятия.