Рис. 1.15 демонстрирует ценные свойства световой адаптации. Зрительная система имеет ограниченный динамический диапазон выходных сигналов (скажем, 100:1), определяющий наше восприятие, но в реальных сценах разброс уровней освещения может десятикратно превышать разницу между звездной ночью и солнечным днем (к счастью, почти никогда не возникает необходи-

Иллюстрация процесса световой адаптации с помощью масштабирования большого диапазона интенсивностей стимулов в относительно малый динамический диапазон ответов: сплошные кривые демонстрируют семейство адаптационных ответов; пунктирная кривая показывает гипотетический безадаптационный ответ.

Рис. 1.15 Иллюстрация процесса световой адаптации с помощью масштабирования большого диапазона интенсивностей стимулов в относительно малый динамический диапазон ответов: сплошные кривые демонстрируют семейство адаптационных ответов; пунктирная кривая показывает гипотетический безадаптационный ответ.

мости рассматривать что-либо при полном диапазоне уровней освещения). Если для масштабирования большого диапазона интенсивностей стимулов в выходные сигналы зрительной системы использована единичная функция ответа, то для отдельно взятой сцены будет использован лишь малый диапазон выходных сигналов. Такой ответ показан пунктирной линией на рис. 1.15, и ясно, что при такой функции ответа воспринимаемый контраст какой-либо отдельно взятой сцены будет ограничен и чувствительность зрения к изменениям будет сильно снижена из-за проблемы «полезный сигнал/шум». С другой стороны, световая адаптация служит созданию целого семейства кривых зрительного ответа, что на рис. 1.15 демонстрируется сплошными линиями. Эти кривые масштабируют используемый диапазон освещенностей отдельно взятой сцены в полный динамический диапазон зрительного ответа, что оптимизирует визуальное восприятие в той или иной ситуации.

О световой адаптации можно говорить как о процессе скольжения кривой зрительного ответа вдоль оси уровней освещения (рис. 1.15), которое длится до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный уровень для данных условий просмотра.

Световая и темновая адаптации в целом аналогичны автоматическому контролю экспозиции в фотографических системах.

Хроматическая адаптация Третий тип адаптации, тесно связанный с двумя предыдущими, - адаптация хроматическая. Полагают, что за хроматическую адаптацию отвечают физиологические механизмы, сходные с вышеописанными механизмами световой и темновой адаптаций. Хроматическая адаптация - это во многом независимое управление чувствительностью трех механизмов цветового зрения, что схематично иллюстрирует рис. 1.16: мы видим, что полная высота каждой

Схематичная иллюстрация процесса хроматической адаптации как независимой регулировки чувствительности трех типов колбочек.

Рис. 1.16 Схематичная иллюстрация процесса хроматической адаптации как независимой регулировки чувствительности трех типов колбочек.

Пример сетчаточно-локализованной хроматической адаптации. На 30 секунд зафиксируйте взгляд на черной точке между голубой и желтой областями, а затем переведите взгляд на белую точку в центре нижнего изображения. Обратите внимание на то, что после адаптации нижнее изображение начинает восприниматься однородным.

Рис. 1.17 Пример сетчаточно-локализованной хроматической адаптации. На 30 секунд зафиксируйте взгляд на черной точке между голубой и желтой областями, а затем переведите взгляд на белую точку в центре нижнего изображения. Обратите внимание на то, что после адаптации нижнее изображение начинает восприниматься однородным.

Оригинал взят с Kodak Photo Sampler PhotoCD.

из трех кривых спектральной чувствительности колбочек может меняться самостоятельно, но, несмотря на то, что хроматическую адаптацию чаще всего толкуют и моделируют как независимый контроль чувствительности колбочек, нет никаких оснований полагать, что за хроматическую адаптацию не отвечают оппонентные и прочие цветовые механизмы.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒