В последние годы все более и более популярными становятся т.н. системы управления цветом (CMS), и публикуется множество книг, им посвященных и нацеленных в основном на «продвинутого» пользователя (к примеру, Фрезер, 2003; Стоун, 2003). В дополнение к ним книга Ханта, посвященная концептуальным основам цветовоспроизведения (Хант, 1995)1, дает фундаментальное теоретическое обоснование его процессов. Плюс к тому, Шарма и Трассел в 1997 г. опубликовали обзорную статью, посвященную вопросам цифрового цветовоспроизведения, содержащую сотни ссылок.
В текущей главе разговор пойдет на основе серии недавних работ автора данной книги (1994, 1995, 1996).
19.1 СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
Применение базовой колориметрии радикально модернизирует устройство открытых систем визуализации, определяя взаимоотношения между т.н. аппаратными координатами (к примеру, RGB, CMYK) и цветовыми стимулами (регистрируемыми или воспроизводимыми этими системами). Однако важно отметить, что согласование CIE-трехстимульных значений между устройствами - это лишь первый этап общей «эпопеи»: если изображение воспроизведено так, что трехстимульные значения его элементов идентичны таковым в оригинале, то это изображение будет визуально соответствовать оригиналу лишь до тех пор, пока оба рассматриваются в идентичных условиях (для которых, разумеется, эти трехстимульные значения были вычислены). Поскольку оригиналы, репродукции и промежуточные изображения на практике редко рассматриваются в одинаковых условиях, возникает необходимость подключения к работе систем отображения моделей цветового восприятия, дабы представлять восприятие стимулов изображения на каждой стадии процесса.
Идеология аппаратно-независимого цветовоспроизведения такова, что модели цветового восприятия могут использоваться для учета изменений в белой точке устройства, уровне освещения, окружении, носителе и т.п., и поскольку перечисленные параметры при разных методах визуализации различны, необходимость в применении моделей цветового восприятия очевидна.
Внедрение моделей восприятия в работу цветовоспроизводящих систем позволяет настроить последние так, что можно контролировать процесс визуализации на каждой его стадии, то есть сохранять восприятие элементов изображения или целенаправленно управлять им, к примеру: пользователи, глядя на изображение, воспроизведенное экраном LCD-монитора, манипулируют им по своему усмотрению, а затем при участии той или иной модели цветового восприятия делают отпечатки, по восприятию точно воспроизводящие оригинал, отображенный на LCD.
Разумеется, точное репродуцирование восприятия оригинального изображения не всегда осуществимо, или даже не всегда желаемо, но если таковая необходимость есть - модели цветового восприятия могут оказаться весьма полезны.
Одна из проблем, встречающихся на данном пути, состоит в том, что разные устройства визуализации воспроизводят неодинаковые наборы цветовых стимулов, то есть, мы говорим, что цветовой охват (color gamut) устройств различен. Представим себе: некий стимул, воспроизведенный LCD-монитором, воспринимается каким-то определенным образом. Может так статься, что некий принтер не сможет сгенерировать стимул, вызывающий такое же ощущение. В таких случаях модель цветового восприятия перцепционно-оправданным путем управляет изображением, и в итоге дает наилучшие результаты (лучшие из возможных).