Пример постобразов, вызванных локальной ретинальной адаптацией.

Рис. 8.2 Пример постобразов, вызванных локальной ретинальной адаптацией.

На 30 секунд зафиксируйте взгляд на черной точке, а затем переведите его на равномерную белую поверхность. Обратите внимание на цвета постобразов и сравните их с цветами оригинальных стимулов.

ми накаливания и воспринятая некоей зрительной системой, не способной к адаптации; на рис. 8.1 (с) - опять та же сцена при свете ламп накаливания, О «_» «_» ' U ^

воспринятая некоей зрительной системой, способной к адаптации подобно зрительной системе человека.

Второй иллюстративный пример хроматической адаптации - т.н. постобразы, показанные на рис. 8.2: сосредоточьтесь на черной точкевцентре фигуры и запомните позиции ее цветов; спустя примерно 30 секунд переведите взгляд на освещенную белую область, например, на белую стену или чистый лист бумаги. Обратите внимание на появившиеся цвета и их взаиморасположение. Возникшие постобразы - это результат независимого изменения чувствительности цветовых механизмов. К примеру, области сетчатки, экспонированные красным стимулом рисунка 8.2, понижают свою чувствительность к «красной» энергии по мере адаптирующей экспозиции вызывая недостаточность «красного» ответа данной области сетчатки (в норме ожидаемого при воздействии белых стимулов), в результате при взгляде на белую поверхность появляется голубой постобраз. Возникновение остальных цветов в постобразах объясняется аналогично.

Итак, если о световой адаптации можно говорить как об аналогии автоматическому контролю экспозиции, то об адаптации хроматической мы говорим как об аналогии автоматическому балансу белого в видео- или цифровых фотокамерах.

Райт (1981) дает исторический обзор того, зачем и как изучалась хроматическая адаптация.

8.2 ФИЗИОЛОГИЯ

Безусловно, феномены адаптации зрения сами по себе очень интересны, но для того чтобы должным образом их моделировать, нам нужно разобраться в физиологических механизмах этих феноменов.

Существует несколько различных механизмов адаптации, лежащих в диапазоне от строго сенсорных, через рефлекторные, к чисто когнитивным. Несмотря на то, что все механизмы адаптации еще до конца не изучены, весьма полезно по крайней мере познакомиться с их видами, дабы понять, как именно эти механизмы учтены в различных моделях цветового восприятия.

Ниже мы обсудим:

1. Зрачковый рефлекс (сужение/расширение).

2. Палочко-колбочковый переход.

3. Рецепторный контроль усиления.

4. Субтрактивные механизмы.

5. Высокоуровневую адаптацию.

Зрачковый рефлекс

XX о «_» «_»«_» Наиболее очевидный механизм световой и темновой адаптаций - это сужение и расширение зрачка.

В обычных просмотровых ситуациях диаметр зрачка меняется от 3 до 7 мм, что соответствует изменению его площади примерно в пять раз. Таким образом, изменением диаметра зрачка можно объяснить световую и темновую адаптации в пятикратном диапазоне яркостей. Это может показаться весьма существенным, однако диапазон уровней яркостей, в котором зрительная система человека может успешно функционировать, составляет 10 порядков, и поэтому ясно, что зрачок обеспечивает лишь один из механизмов адаптации, которым нельзя объяснить все зрительные возможности. Следовательно, должны существовать дополнительные инструменты адаптации, являющиеся неотъемлемой частью как физиологии сетчатки, так и вышестоящих отделов зрительной системы.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒