Фундаментальное знание специалиста, работающего с изображениями, - это, в первую очередь, знание (и понимание) физиологических законов цветового восприятия простых и сложных зрительных стимулов, а также знание законов цветорепродукционного процесса. Поэтому, если рассуждать вне технического и технологического контекстов цветовоспроизведения, апеллируя лишь к корневому смыслу происходящего, то между цветорепродукционным процессом и процессом моделирования цветового восприятия (оригинала и его будущей репродукции) можно уверенно поставить знак равенства.
Важно обратить внимание читателя на то, что словосочетание «Color Appearance Models» не имеет эквивалента в русском языке и в максимально близком переводе звучит как «Модели результатов цветового восприятия». Однако из соображений удобочитаемости и удобства дальнейшего использования здесь и далее оно будет переводиться как «Модели цветового восприятия», где «цветовое восприятие» означает не сам процесс зрительной перцепции цветовых стимулов, но конечный результат этого процесса. Очевидно, что достоверный прогноз результатов цветового восприятия зрительных стимулов, лежит в сфере непосредственных, прикладных интересов всех отраслей, работающих с изображениями, а именно: фотографии, полиграфии, кино, телевидения, WEB-индустрии.
«Модели цветового восприятия» - это современное и фундаментальное учебное пособие, закладывающее смысловой базис высшего профессионального образования в сфере работы с изображениями.
Отметим, что материал требует тщательного, последовательного и вдумчивого изучения, но не пролистывания и диагонального просматривания (что часто случается в обстановке поточного производства).
Алексей Шадрин, Санкт-Петербург, 2006
ПРЕДИСЛОВИЕ К СЕРИИ
О сколько цветов зрит око наше!
В отношении такого могучего труда, как «Модели цветового восприятия», сей эпиграф звучит высокопарно и банально, но… точнее о цвете не скажешь.
Все началось с того, что Международная комиссия по освещению (Comission Internationale de l'Eclairage - CIE) заложила основу современной колориметрии, на базе которой ученые разных стран - в надежде найти универсальную модель, объясняющую то, как люди «видят цвета», а точнее, воспринимают цветовые стимулы (электромагнитную энергию с данным спектральным распределением при данных условиях просмотра) - разработали теории и поверили их практикой. Однако, подобно эйнштейновской общей теории поля, ни одна универсальная модель цветового восприятия так и не была закончена и протестирована, хотя, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов и тот колоссальный прогресс, что имел место в последние пятнадцать лет.
Сегодня в издательстве «Wiley-IS&T» вышла вторая книга рубрики «Наука и технология изображений» - новое издание монографии Марка Д. Фершиль-да «Модели цветового восприятия». Этот фундаментальный труд дает всеохватное, детальное и ясное описание пути развития науки о цвете за период с 1998 года по настоящий момент, необходимое нам для глубокого понимания сегодняшних теорий и практических достижений. Не вызывает сомнения и то, что вдумчивое изучение «Моделей цветового восприятия» является обязательным для любого специалиста, работающего с цветом, будь он производственник или ученый.