Свойство позволяет имитировать неровности (рельеф) на поверхности объекта. Эффект рельефа возникает на основе оптического ощущения приближенности светлых мест и удаленности темных. Таким образом, чем ярче пиксель, тем он кажется выше над поверхностью (ближе к наблюдателю), чем темнее пиксель - тем ниже он воспринимается (дальше от наблюдателя). Изменение яркости пикселей возникает за счет изменения направления нормалей к поверхности объекта.

Рассмотрим пример. Создадим новый материал (в меню менеджера материалов File -> New Material) и примитив Cube (куб). Присвоим новый материал кубу.

Щелкнем дважды по значку нового материала в окне менеджера материалов и откроем окно Material Editor. Активизируем свойство Bump (рис. 4.112) и загрузим в него текстурную, например, Texture -> Surfaces -> Checkerboard (рис. 4.112). Параметр Strength задает степень неровности поверхности и может намного превышать 100%. Задайте 800%. Можно задать отрицательные значения, что инвертирует рельеф (выпуклости станут углублениями).

На рис. 4.113 приведено изображение, полученное после рендеринга (Render-> Render View или нажать две клавиши Ctrl+ R).

Цветная текстура, используемая в свойстве Bump, становится черно-белой, так как для создания рельефа важна интенсивность (яркость) пикселей, а не их цвет. Убедимся в этом. Удалим предыдущую текстуру (Texture -> Clear) и назначим цветную текстуру, например, Texture -> Surfaces -> Cloud (рис. 4.114).

Задайте величину рельефа в параметре Strength побольше, например, 550%.

Сделайте рендеринг и убедитесь, что изображение черно-белое (рис. 4.115).

Чтобы добавить к рельефу цвет, задайте его (для того же материала) в свойстве Color (рис. 4.116) и сделайте рендеринг изображения.

Свойство Alpha

Свойство позволяет скрыть часть рисунка текстурной карты на поверхности объекта за счет наложения на объект второй текстурной карты, которая выбирается в параметре Texture и загружается в свойство Alpha. Светлые области текстуры Alpha непрозрачны, а темные - прозрачны.

Рассмотрим пример. Назначим объекту Cube в свойство Color материал brick001 В свойство Alpha загрузим текстуру Checkerboard (Texture -> Surfaces -> Checkerboard) (рис. 4.117). Таким образом чернобелая текстура (шахматная доска) наложена на текстуру кирпичной кладки.

При установке флажка Soft белые квадраты накладываемой текстуры будут абсолютно непрозрачны и лежащей под ними кладки видно не будет, а черные станут совершенно прозрачны. Флажок Invert меняет порядок чередования областей прозрачности на противоположный (рис. 4.118).

Рассмотрим другой пример. В окне менеджера материалов создайте новый материал (File -> New Material). Дважды щелкните на значке нового материала, чтобы вызвать окно Material Editor. Активизируйте свойство Color и с помощью параметра Texture загрузите в него не текстуру, а какое-либо изображение, например, фотографию картины (Texture -> Load Image) (рис. 4.119, 4.120).

Присвойте этот материал, содержащий картину, примитиву Plane (рис. 4.121).


⇐ вернуться назад | | далее ⇒