Успешность учебной деятельности школьников определяется достаточно большим количеством разнообразных факторов (состояние здоровья, эффективность обучения и т. д.), но одно из необходимых условий успешности усвоения учебных программ школы -сформированность у ученика общеучебных навыков, которые являются базой для усвоения всех предметов основной школы и без которых невозможно обучение в 10 - 11 классах. Частично эти навыки (умение читать, писать, вычислительные навыки) целенаправленно формируются в начальной школе, так как они являются конечной целью начального образования, и уровень их сформированности чётко определяется программными требованиями. Другие общеучебные навыки (планирование, самоконтроль, выделение главного) определены программой начальной школы менее конкретно, поэтому качество владения ими, как правило, ниже у учеников начальной школы и среднего звена. Если основная задача начальной школы - научить детей читать, писать и считать, то основная задача начального курса информатики состоит в том, чтобы заложить основы грамотной работы с информацией. Следует научить детей правильно воспринимать информацию, целенаправленно её использовать в учебной деятельности и повседневной жизни, сформировать у школьников первоначальные навыки использования средств информационных технологий в познавательной и практической деятельности. В начальной школе компьютер может быть использован как средство знакомства с внешним миром и в качестве игрового средства для развития таких качеств как концентрация внимания, восприятие количества, развитие мелких мышц руки и т. д.
Приоритетной задачей базового курса является получение представления о современной информационной картине мира, умение осмысленно использовать компьютер в учебной и практической деятельности. Я стараюсь научить учеников выделять в окружающем мире объекты и процессы, содержащие информационный компонент; строить и оценивать информационные модели этих объектов и процессов; применять компьютер и информационные технологии для обработки построенных моделей; оценивать и использовать полученные результаты. Всё это предполагает знакомство с принципиально новыми представлениями, понятиями и формами учебной теории и практики, существенно зависящими от научно-технологических достижений и перспектив XXI века. Так, например, владение компьютером как инструментом приёма, преобразования и передачи всех видов информации, используемых в ходе учёбы, - одно из требований, предъявляемых к учащимся уже начальных классов. Социальный же заказ общества - подготовить выпускников школы к реалиям жизни и труда в высокотехнологизированном XXI веке. Большие возможности в этом отношении открывает метод учебных проектов, наряду с другими нетрадиционными методами получающий сейчас всё большее распространение.
Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В 5-6 классах успешно реализуются ознакомительно-ориентировочные или информационные проекты. Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Например, с учащимися 5 класса был реализован проект «А вы знакомы с Кукарачей?». Его целью являлся сбор информации об электронном исполнителе Кукарача из программно-методического комплекса «Роботландия». Это был долгосрочный проект (ребята знакомились с исполнителем и изучали его возможности в течение полугода) с открытой координацией (учащиеся 5 класса нуждаются в помощи учителя). Класс был разбит на 4 группы, каждая из которых занималась своей частью работы, а на заключительном этапе мы собрали всю информацию вместе и оформили электронный путеводитель - продукт данного проекта. В дальнейшем его можно использовать как методическое пособие для изучения возможностей исполнителя Кукарача. Презентация проекта прошла в форме инсценировки, где ребята обобщили и проанализировали материал, предназначенный для широкой аудитории.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.46 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.48⇒