Центр образования № 109, Москва Аннотация Сформулированы принципы преподавания информатики и ИКТ учащимся классов компенсирующего обучения основной школы. Приведены примеры уроков в седьмом и восьмом классах.
Компенсирующее обучение мы будем понимать в широком смысле слова - как систему мер, предпринимаемых школой для оказания помощи детям, испытывающим затруднения в усвоении образовательных программ в силу различных биологических и социальных причин. Таких учащихся относят к так называемой группе риска школьной и социальной дезадаптации. Строго говоря, понятие собственно компенсирующего обучения применимо к детям дошкольного и младшего школьного возраста, в то время как для основной школы более уместно говорить о педагогической поддержке [1-3].
Перед учителем-предметником класса компенсирующего обучения основной школы наряду с образовательными задачами стоят задачи коррекционные: формирование познавательной активности учащихся, самостоятельности, гибкости мышления, развитие умений работать с разными видами информации и использовать информацию из разных источников, создание психологического комфорта на уроках.
Уроки информатики и ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, творчества, воображения, мелкой моторики руки. Выполнение практических работ может осуществляться в индивидуальном темпе, задания могут быть разного уровня сложности с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для визуализации материала.
Рассмотрим некоторые принципы преподавания информатики и ИКТ в классах компенсирующего обучения.
1. Модульность и результативность. Для одночасового предмета, каким является информатика и ИКТ, очень важно получать результат в конце каждого урока. Даже если результаты являются промежуточными, их необходимо четко сформулировать и, по возможности, оценить. Модульность заложена в самой программе курса, и учащимся надо объяснять, какой именно раздел информатики или ИКТ они изучают на данном этапе: это поможет им сориентироваться в структуре курса при сдаче экзамена по информатике.
2. Практическая направленность и высокая мотивация. Учащиеся классов компенсирующего обучения мыслят конкретно. Если они не видят для себя практической значимости в обсуждаемых вопросах, их трудно заинтересовать. Личная же заинтересованность способствует концентрации внимания и позволяет получить хорошие результаты.
3. Индивидуальный подход. В классах компенсирующего обучения как нигде нужно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Реализация индивидуального подхода осуществляется путем подбора однотипных, но различных по сложности заданий, разного объема помощи учителя в процессе их выполнения, дифференцированного оценивания результатов. Меньшая наполняемость классов позволяет учителю уделить внимание каждому ученику.
4. Развитие мышления и воображения. В процессе выполнения посильных и интересных творческих заданий развивается мышление и воображение учащихся. Очень хорошие результаты могут быть достигнуты в межпредметной деятельности при обработке и сопоставлении различных видов информации из различных областей.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.44 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.46⇒