За последние пять лет в России был принят ряд программ по информатизации образования. Так, Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) в рамках проекта Информатизация системы образования» России большое внимание уделил разработке цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Одновременно была организована серьезная экспертная работа по сопровождению этих разработок. Для многих видов ЦОР проводились предметная и технологическая экспертизы, для инновационных - ещё и концептуальная экспертиза.
Одной из целей разработки различных видов ЦОР является создание дружественной информационной среды для пользователей. Должна быть создана такая учебная среда для образования, которая удовлетворяет все информационно-образовательные запросы пользователей (если иное не предусмотрено создателями) и позволяет школьникам исследовать, анализировать, обобщать, сравнивать с практикой, получать новые результаты и т.д. Если подразумевается групповая работа, то должны быть реализованы соответствующие сетевые модели. Если это модели, то с высокой степенью интерактивности, с регулировкой параметров и т.д. Обязательно должна стимулироваться активная деятельность ученика в образовательной среде.
С содержательной (предметной) стороной разработки ЦОР удается справиться большинству разработчиков. В докладе же будут обсуждены детали технологической экспертизы, поскольку именно она определяет пригодность того или иного ресурса для образовательного процесса [1]. Технологические особенности реализации ЦОР столь существенны, что могут привести к тому, что идеальный по содержанию ресурс совершенно не будет использоваться учителями и учениками.
К существенным технологическим характеристикам ЦОР можно отнести следующие:
• широта спектра и уровень технологической реализации цифровых ресурсов и их соответствие продекларированным целям ЦОР;
• работоспособность всех элементов, в том числе корректность работы проверочных материалов;
• удобство использования существенной информации, доступность всех необходимых данных;
• цветовая гамма экранов, единый дизайн для однотипных ресурсов, качество иллюстративных материалов;
• качество интерфейса и навигации;
• качество текстовых материалов: контрастность текста относительно фона, возможность изменения размеров шрифта и т.д.;
• наличие различных регулировок прокрутки текста;
• работоспособность «горячих зон»;
• наличие регулировок управления видео- и аудиофрагментов, в том числе наличие указателей текущего положения для аудио- и видеоотрывков (с указанием длительности последних, если она превышает одну - полторы минуты);
• проверка атрибутирования иллюстраций (это скорее юридическая экспертиза, но целесообразнее всего проводить её во время технологической).
Это часть требований, соблюдение которых обеспечивает высокий уровень реализации ЦОР, успешность их использования в учебном процессе.
В скором времени многим преподавателям придется выбирать из десятков, если не сотен, соответствующих цифровых ресурсов из единой коллекции ЦОР. Поэтому уже сейчас необходимо овладевать азами технологической экспертизы по указанным характеристикам. Литература 1. Христочевский С. А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. Информатика и образование, 2000, 2, стр. 70-77.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.397 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.399⇒