• УМК 1-го уровня, включающие в свою структуру совокупность печатных изданий: учебные планы и программы дисциплин, учебно-теоретические издания (учебники, учебнометодические пособия, тексты и конспекты лекций), учебно-практические издания (практикумы, сборники задач, лабораторных работ, планов семинарских занятий, сборники тестов).
• УМК 2-го уровня, включающие в свою структуру УМК 1-го уровня и его оригинал-макет на электронном носителе.
• УМК 3-го уровня, включающий в свою структуру УМК 1-го уровня и электронный учебный курс (электронный учебник). УМК данного уровня получили название электронных учебно-методических комплексов.
Электронные УМК имеют ряд преимуществ перед традиционными учебными изданиями: а) образовательный процесс не ограничивается временными рамками; б) способствуют формированию навыков самообразования; в) структура электронного УМК устанавливать контроль над изучением определенных блоков тем; г) имеют дополнительные возможности (гипертекстовая структура, визуализация учебного материала, мультимедиа и т. п.).
Несмотря на то, что создание и применение электронных образовательных ресурсов представляет собою свободный творческий процесс, необходимо придерживаться определенных требований, которые достаточно подробно освещены в научной литературе. Все требования можно разделить на следующие группы:
1. Содержательные (полнота, системность изложения учебного материала, его структурирование, модульность).
2. Организационные (представление в УМК материала в последовательности, соответствующей логике формирования научного знания, возможность использования УМК при различных формах учебно-познавательной деятельности, наличие инструкций по использованию УМК).
3. Эксплуатационные (соответствие требованиям, предъявляемым к программному обеспечению учебного назначения, методически обоснованный дизайн, удобный пользовательский интерфейс, учет индивидуальных познавательных стилей, диалоговый режим работы).
В соответствии с рассмотренными требованиями и рекомендациями нами был разработан электронный учебно-методический комплекс «Информационная культура», проектирование которого осуществлялось с учетом целевых установок информационнотехнологической подготовки будущих педагогов. Структура УМК представлена в виде двух связанных частей - текстовой и электронной (компьютерной).
Текстовая часть УМК представляет собой специально написанный курс лекций и методические рекомендации к проведению семинаров и компьютерных практикумов, в которых, наряду с раскрытием основного научного содержания дисциплины, приводятся методические рекомендации по самостоятельному изучению учебного материала.
Электронная составляющая УМК включает в себя совокупность различных программных продуктов, представленных: а) электронными презентациями лекционных и практических занятий; б) тестами; в) коллекцией ЦОРов по различным темам курса.
Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, которая проводилась на базе факультета технологии и безопасности жизнедеятельности Брянского государственного университета с 2004 года, говорят о значимости электронных УМК в подготовке будущих учителей. Их применение позволяет повышать познавательную активность студентов, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, обеспечить эффективное освоение учебного материала, реализовать возможность самоподготовки студентов, осуществить автоматизированный контроль и т.п.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.378 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.380⇒