В настоящее время разработано и используется множество психологических тестов -индивидуальных, групповых, разработаны серии тестов, охватывающих такие функции как память, воображение, внимание, сообразительность, внушаемость, эстетические чувства, для выявления специальных (технических, административных) способностей и пр. Такие тесты частично отражают понятие интеллекта, измеряют формальные способности или комбинации способностей, которые требуются для успешного получения знаний.
Обязательным компонентом учебного процесса является контроль знаний учащихся -определение уровня овладения материалом на каждом этапе обучения. Входной контроль -фиксирует уровень полученных ранее знаний, умения творчески применять их, адекватно оценивает перспективы и стимулирует дальнейшую учебную деятельность. Текущий контроль дает возможность определить степень усвоенных знаний, умений и навыков, их глубину и прочность, что позволяет выявить пробелы и стимулирует ответственность за подготовку к каждому занятию. Выходной контроль демонстрирует достижение конкретной цели. Ступенчатое проведение контроля способствует более объективной оценке общей подготовки, своевременно ставит задачи, которые требуют пристального внимания и реагирования.
Мы считаем, что наиболее технологичной формой входного контроля является тестирование. Принципиальное отличие традиционной формы контроля (устный экзамен, контрольная работа) в том, что оцениваются качественные достижения учащегося (глубина знаний и их связность), в то время как тестирование дает количественные показатели уровня учебных достижений (широта и прочность знаний). Бесспорно, тестирование не является совершенной формой контроля, но для учащегося, приступающего к изучению дисциплины, взаимодействию с новым педагогом, более комфортными и эффективными для выявления уровня знаний является контроль в формате теста, исключающим влияние субъективного фактора, что понижает эмоциональную (стрессовую) нагрузку. Для педагога создается возможность дифференциации уровней подготовленности учащихся, накапливается ценная статистика ошибок в усвоении отдельных элементов содержания предыдущего курса по дисциплине, что прогнозирует успешность усвоения нового материала. Привлекательность данного средства контроля результатов обучения обеспечивается наличием измерения, дающего объективную количественную и качественную информацию о результатах обучения.
Важным фактором теста является внутренняя согласованность теста, обеспечиваемая высокой однородностью содержания заданий. Точность тестовых оценок возрастает по мере повышения однородности содержания теста (содержание всех заданий нацелено на измерение только одной переменной). Учитывая технический профиль ВУЗа, мы полагаем обоснованным подготовить тест входного контроля по информатике с заданиями, результаты решения которых позволяют предсказать успешность изучения программирования. В этом случае будет тестироваться то, насколько способен студент изучать процесс составления математической модели задачи (насколько эффективно он формализует условие задачи), алгоритма ее решения, подготовки и отладки программы решения, оптимизирует ход решения.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.324 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.326⇒