Для этих целей в большей мере подходит анализ результатов централизованного тестирования, которое проводится по желанию участников ежегодно до начала выпускных экзаменов в школах. Уровень трудности итоговых тестов несколько ниже абитуриентских. Однако они имеют одинаковый статус и в большинстве случаев учитываются при приеме в вузы. В 2006 году было проведено более миллиона тестирований. Их результаты по каждому из заданий обработаны и опубликованы Федеральным Центром [1]. Хотя составители тестов декларируют сбалансированность предлагаемых заданий и одинаковые условия тестирования для всех учащихся, анализ результатов по различным вариантам даже при достаточно большом объеме выборок (более 1000 тестируемых по каждому варианту) показывает, что они не равноценны по трудности. Количество правильных ответов по вариантам в целом может отличаться почти в 1,3, а по отдельным заданиям почти в 1,5 раза. Тем не менее, результаты централизованного тестирования позволяют установить наиболее проблемные темы, которые стабильно дают низкий процент выполнения. В 2006 году ими оказались вопросы и задачи по трансформаторам - 27,9, колебаниям маятника - 29,3, рычажным системам - 32,6 , законам Ньютона - 32,9, законам преломления и отражения света - 36,1, работе при тепловом расширении газов - 37,6, электромагнетизму - 38,7 , электромагнитным волнам - 39,3 , строению ядра и атома - 39,3 и, как это не странно, по равномерному движению - 40 %.
Большинство этих тем связано с отсутствием или недостаточной проработкой их в физическом практикуме. Результаты тестирования, таким образом, фиксируют недостаточность традиционных методов обучения в условиях снижения учебной нагрузки по дисциплине; отсутствие современного оборудования, программ и методик для демонстрации физических явлений и процессов, скрытых от непосредственного наблюдения или протекающих в динамике. Внедрение в школах современных технологий автоматизации лабораторного эксперимента облегчит получение новых знаний и даст более четкое представление о изучаемых физических законах, явлениях и процессах. Кроме того, самостоятельное проведение лабораторных экспериментов и освоение современных методов сбора и обработки данных будут способствовать развитию творческих способностей учащихся.
В 2007 г. ЦИТ ОрелГТУ подготовлен и запущен в работу проект учебного эксперимента повышения естественнонаучной грамотности учащихся школ Орловской области за счет использования в школьных лабораторных практикумах компьютерных систем измерения и мультимедийного представления данных. Планируемые НИОКР направлены на детальную разработку обучающих тестов, компьютерных моделей и лабораторных работ по физике, химии, биологии, математике и информатике. Уточнен состав необходимых технических и программных средств и разработаны методические указания по проведению работ автоматизированных лабораторных практикумов. Одновременно в рамках действующих государственных образовательных стандартов предусматривается подготовка предложений по совершенствованию содержания обучения, разработка новых методик и предложений по малозатратной модернизации существующего лабораторного оборудования с учетом возможностей каждой школы, участвующей в проекте, - от минимальных затрат на приобретение лицензионных программ до полностью компьютеризированных классов с современными мультимедийными средствами.
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.310 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.312⇒