Аннотация Успешное решение задачи обеспечения качества высшего образования в условиях конкретного вуза возможно при условии регулярного анализа своей деятельности. В статье изложены подходы к разработке институциональной модели самооценки в области обеспечения качества образовательной деятельности.
Модернизация системы высшего профессионального образования активизировала деятельность вузов по созданию систем менеджмента качества и разработке подходов к оценке их эффективности. Основным направлением Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. является развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации образовательных программ.
В связи с этим весьма актуальным является разработка методов оценки систем обеспечения качества подготовки специалистов и постоянный мониторинг за их состоянием. Периодическое проведение самооценки деятельности в области качества является основой ее совершенствования и повышения качества образования.
Самооценка на основе моделей конкурсов представляет собой всесторонний и систематический анализ системы управления качеством на соответствие результатов целям и предъявляемым требованиям. Она является способом сопоставить свою деятельность и ее результаты с моделью работы, оценить уровень совершенства, выявить сильные стороны и области для совершенствования и на этой основе определять направления своего дальнейшего развития и совершенствования. Итогом оценивания является вывод о результативности и эффективности систем управления и разработка рекомендаций и мероприятий по улучшению деятельности в области качества.
Наряду с государственной системой внешнего оценивания качества образования в вузах интенсивно развиваются формы и методы корпоративной оценки. Успешное решение задачи обеспечения качества высшего образования в условиях конкретного вуза возможно при условии регулярной оценки и самоанализа своей деятельности. В качестве основы для проведения самооценки в области качества образовательной деятельности нами разработана модель внутривузовского конкурса. В основе разработки модели самооценки - основные принципы системы менеджмента: процессный подход; принятие решений, основанное на фактах; постоянное улучшение. Качество образования в вузе обусловлено качеством образовательного процесса и его результатов, в связи с чем модель конкурса включает показатели и критерии оценки как процесса образовательной деятельности, так и его результатов.
Условия достижения целей образовательного процесса определяются качеством образовательных технологий и методов обучения, качеством научно-педагогических кадров, качеством абитуриентов, качеством ресурсного обеспечения образовательного процесса (материально-техническая база, учебно-методическое и информационное обеспечение), качеством управления образовательным процессом и вузом в целом. Модель самооценки включает пять критериев, выделенных в соответствии с процессами и принципами обеспечения качества подготовки по специальностям и направлениям подготовки:
⇐Применение новых технологий в информатике-стр.308 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.310⇒