КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ЗАПОМИНАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ФАКТОВ Татузов А.Л. (tatuzov@ieee.org)

НИИ прикладной математики и сертификации, Москва Татузова А.В. (atatuzova@yandex.ru)

Начальная школа №1702, ЗелАО, г. Москва Аннотация Представлена методика обучения школьников запоминанию математических фактов на основе использования компьютерных моделей. Основой методики является формирование индивидуальных заданий для каждого ученика и непрерывный мониторинг успешности запоминания учебного материала. Особое внимание уделено рациональному выбору обучающих и проверочных заданий, которые способствуют наилучшему качеству усвоения математических фактов.

Использование компьютеров в школе в настоящее время стало уже широко распространенным явлением. Компьютер, в первую очередь привносит возможность заинтересовать школьников процессом обучения, повысить их мотивацию. С его помощью удается показать учащимся явления и факты, которые в школьных условиях продемонстрировать не всегда возможно. Развиваются новые формы процесса обучения, реализующие творческую активность детей, такие как метод проектов. Компьютерные технологии становятся все более популярными.

Вместе с тем, единой теоретической основы использования компьютерных технологий в школе пока не создано. До сих пор неизвестно, способствует ли применение компьютерных технологий в школе улучшению качества знаний у школьника, и какие методы следует использовать для достижения лучшего усвоения знаний, преподаваемых на уроке. Одним из важных условий обеспечения такой успешности является мониторинг качества знаний и использование результатов этого анализа для выбора правильных последующих действий учителя. То есть следует организовывать адаптивный учебный процесс, подстраиваемый под текущие успехи каждого ученика. Именно адаптивность учебного процесса является одним из главных требований современного стандарта SCORM 2004 электронного обучения (e-learning). Реализация адаптивности требует наличия модели ученика и изучаемой предметной области. Создание таких моделей очень трудная задача. Для их формирования необходимо адекватное понимание самого процесса усвоения знаний, которое при всех успехах нейрофизиологических наук нельзя назвать исчерпывающим.

Затруднения вызывает само понятие знания, которое пока не имеет однозначного определения. Поэтому начинать создание адекватных моделей ученика следует с простых предметных областей, в которых имеется ясное понимание свойств запоминаемого материала, таких, как, например, запоминание математических фактов. Здесь можно четко разграничить верные и ошибочные ответы.

В качестве учебного материала рассмотрена таблица умножения, усвоение которой является необходимым условием для каждого школьника. Несмотря на интенсивные упражнения, многие школьники не могут усвоить набор этих математических фактов достаточно твердо. И здесь использование компьютерных технологий может оказаться весьма полезным, помогая зафиксировать точный уровень знаний каждого ученика и позволяя подготовить индивидуальные задания, адаптированные под текущий уровень знаний учащихся.

Применение новых технологий в информатике-стр.227 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.229