Литература 1. Сетров М.И. Информационные процессы в биологических системах: Методологический очерк. Л., 1975.

2. Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996.

ПОСТРОЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРНЕТА» НА ОСНОВЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» Кабалоев Н.К. (nauruz@list.ru)

Московский педагогический государственный университет

Аннотация В связи с принятием Концепции профильного обучения на старшей ступени школы, появилась возможность более полного и глубокого изучения коммуникационных технологий в рамках отдельного элективного курса информатики. Методика обучения элективным курсам только начинает формироваться. И с самого начала необходимо ее строить на основе нового понимания целей образования, с опорой на инновационные методические концепции и идеи, которые и обозначены в докладе.

В рамках элективных курсов информатики чаще всего изучают те или иные информационные технологии. Следует подчеркнуть, что взгляды на методику обучения информационным технологиям меняются. В условиях динамичного развития информационных технологий, их быстрой смены, особенно возрастает роль фундаментального образования.

Эта проблема обозначилась уже давно. К примеру, ещё в 80-е годы А.П. Ершов уделял много времени и сил фундаментальной подготовке программистов. Поскольку средства вычислительной техники и системы программирования менялись быстрей, чем поколения людей, то сложившимся специалистам приходилось осваивать новую технику и средства программирования примерно каждые 10-15 лет. Если изучение программирования ограничивалось конкретными языками и средами или ориентировалось только на определённый класс ЭВМ, то такая «переквалификация» требовала довольно много времени и сил и не гарантировала результат. Поэтому А.П. Ершов большое внимание уделял отбору фундаментальных основ информатики, которые долго не устаревают и могут стать надежной основой для освоения любых языков и систем программирования в будущем. В настоящее время, когда период использования информационных технологий сократился до 2-5 лет, стало окончательно ясно, что обучать современным информационным технологиям можно только с опорой на фундаментальные теоретические знания в области информатики, которые создают научную основу и базу для овладения любыми информационными технологиями в будущем.

Технологию можно определить как науку о преобразовании и использовании вещества, энергии и информации. Предметы естественно научного цикла должны подготовить учеников к изучению технологий, основанных на преобразовании вещества и энергии. Изучение строения, свойств и форм представления информации также является необходимым условием изучения информационных технологий в рамках уроков информатики. Компьютерные телекоммуникации - это одна из наиболее динамично развивающихся областей информационных технологий. По сравнению с другими разделами информационных технологий, технологическая составляющая сетевых технологий значительно превосходит теоретическую, и существует опасность технологизации учебного процесса. Поэтому особенно важно, чтобы при изучении этого тематического раздела учитель четко различал теоретическое и технологическое содержание. В элективном курсе информатики, построенном в соответствии с изложенными принципами, в любой технологической теме должны найти место элементы фундаментального образования: вопросы представления информации и информационных процессов, вопросы постановки и решения задач данными технологическими средствами. Освоение информационных технологий должно предваряться изучением видов и свойств информации, способов ее записи и соотношения с материальными объектами. С одной стороны, должны получить развитие и конкретизацию все основные содержательные линии общеобразовательного курса информатики (информации и её представления, информационных процессов, алгоритмов, программирования, формализации и моделирования, линия компьютера), с другой стороны, эти содержательные линии должны выступать научной основой изучаемых информационных технологий. В условиях дефицита времени для изучения теоретических аспектов информационных технологий важным является вопрос о выборе из перечисленных содержательных линий системообразующих направлений, которые определяют характер всего школьного курса информатики и в известной мере подчиняют себе другие тематические разделы.

Применение новых технологий в информатике-стр.21 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.23