Рисунок 1

определяется и визуально и количественно. Это позволяет сравнить наблюдаемые результаты с рассчитанными предварительно теоретически. С помощью полученных данных легко найти величину удельного заряда частицы. Заметим, что данную модель можно использовать в рамках лабораторной работы «Изучение треков заряженных частиц» в курсе физики 11 класса, как дополнение к несколько скучной работе с фотографиями треков [4]. заряд q:Xo-к0ордината см

[ Старт ]

( Сброс )

[ Стереть следы ]

Рисунок 2

Во второй модели изучается движение заряженной частицы в скрещенных магнитном и электрическом полях. Рассмотрен случай однородного магнитного поля, перпендикулярного плоскости наблюдения, и кулоновского поля с силовыми линиями, параллельными плоскости наблюдения. Здесь специально созданными регуляторами изменяются значения начальной координаты частицы относительно кулоновского центра и величина индукции магнитного поля. На рисунке 2 показаны фрагменты траекторий движения заряда для двух различных стартовых положений. Параметры модели в рассмотренном случае таковы, что движение частицы носит эпициклоидальный характер. Число лепестков эпициклоиды на траектории определяется просто визуально. Из теории также можно получить зависимость этого числа от параметров модели, правда, лишь приближенно. В данном примере в условиях ограниченности теоретических вычислений компьютерная модель позволяет более полно представить картину движения. Рассмотренную модель целесообразно использовать, например, при изучении движения электронов в магнетронах [5], обсуждении образования радиационных поясов Земли. Соответствующий материал по уровню сложности соответствует вузовской программе, однако может быть полезен и для работы с подготовленными старше-классниками в рамках факультативного или элективного курсов.

Литература 1. Живая Физика: справочное пособие М.: ИНТ, 1997.- 153с.

2. Первое сентября. Физика, 2002, №8.

3. Москвитин М.Л.Применение компьютерного моделирования физических систем в учебном процессе. Сб. материалов XVII междунар. конф. «Применение новых технологий в образовании», Троицк, 2006, стр. 187-188.

4. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика 11», М.: «Просвещение»,1999.-254с.

5. Корчагин В.Н. Изучение движения электронов в поперечном магнитном и электрическом полях: Методические указания к лабораторной работе Э-5 по курсу общей физики/ Под ред. Л.С. Ермолаева. - М.: Изд-во МГТУ, 1991.- 12с., ил.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ

БИОЛОГИИ Мякошина Г.И. (myakgalina@yandex.ru)

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11, г. Жуковский Московской области

Применение новых технологий в информатике-стр.196 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.198