Про MEL (MAYA Embedded Language) уже написаны отдельные книги. Революционная идея сделать открытым язык, с помощью которого описываются майские сцены и интерфейс, превратила MAYA в безгранично расширяемую среду разработки новых инструментов.
Создание сложных материалов и моделей освещения производится в графическом редакторе Hypershade. Этот эффективный инструмент позволяет конструировать довольно сложные сетки материалов (Shading Networks), интерактивно соединяя между собой различные элементы в нужной последовательности.
Выбор средств для финального рендеринга вызывающе велик. Software Render, Mental Ray Render, Hardware Render, Paint Effects Render, Fur Render, Vector Render, Hardware Render Buffer, Interactive Photorealistic Render. Восемь вариантов. Последний из них - IPR - является произведением искусства, позволяющим практически мгновенно, не пересчитывая сцену целиком, обновлять финальное изображение при изменении исходных параметров материалов и источников света.
Плагины сторонних производителей позволяют осуществлять просчет сцен в других программах рендеринга. Наиболее известные из них - MTOR(MAYA То Renderman Converter) и Renderman for Maya, позволяющие просчитывать майские сцены с помощью пакета Renderman, являющегося промышленным стандартом . В последнее время появляется все больше независимых систем рендеринга, поддерживающих работу с MAYA: Turtle Render, finalRender, Brasil, TomCat Render и другие.
Свойства MAYA.
Теперь, когда нужный пафос и небходимые приличия соблюдены можно поговорить о природных свойствах MAYA.
Бешеная конкуренция и звериный оскал капитализма заставляют производителей программного обеспечения не только плодотворно красть хорошие идеи и решения, но и разрабатывать новые технологии, впоследствии тиражируемые конкурентами. В результате все современные трехмерные пакеты имеют схожий набор технологических возможностей, отличающийся лишь особенностями реализации в той или иной трехмерной программе.
Что же отличает MAYA от конкурентов и создает вокруг нее некое мистическое настроение? («MAYA - это невыносимо круто», вот квинтэссенция такого мистического настроения в русскоговорящей среде).
Во-первых, настраиваем ость, или, говоря совсем технически, кофигурируемость. Гибкость в выборе не только внешнего вида, но способов взаимодействия с MAYA позволяет адаптировать MAYA в соответствии с личными пристрастиями и требованиями рабочего процесса в равной степени. Таким образом, MAYA не диктует четкой последовательности действий или набора правил в процессе работы с её различными модулями. Это иногда обескураживает, ибо пользователи программного обеспечения привыкли, что, как правило, любой пакет навязывает некоторый стиль работы. В случае с MAYA пользователь частично чувствует себя художником, частично -разработчиком новых инструментов.
Во-вторых, это приспособляемость, то есть возможность использовать MAYA так, как требуют этого обстоятельства работы, а не наоборот.
В-третьих, уже упомянутая выше расширяемость. Использование MEL и MAYAAPI позволяет дополнить имеющиеся возможности новыми инструментами, причем в вызывающе короткие сроки.