Совет. Атрибуты offset при использовании Aim Constraint чудовищно удобны. Мало того, что они позволяют анимировать небольшое собственное «рысканье» объекта. В ситуации, когда объект «смотрит» на цель не той локальной осью, вместо возни с переопределением Aim Vector и Up Vector, можно просто развернуть (или точнее «довернуть») объект нужной осью на цель, добавив, «методом тыка» 90 (или -90) градусов в соответствующее значение для атрибутов offset.
Geometry Constraint
Следующие три типа констрейнов согласуют объект не с положением или вращением управляющего объекта, а с его формой.
Первый из них, Geometry Constraint, позволяет «посадить» объект на поверхность или кривую и ограничить его движение только в пределах этой кривой или поверхности.
Следует четко понимать, что этот констрейн не прикрепляет «намертво» объект к фиксированной точке на поверхности. Вы можете свободно перемещать объект и анимировать его положение. MAYA будет пересчитывать его позицию как ближайшую точку на поверхности. Если передвигать саму управляющую поверхность, то объект будет скользить по ней, пытаясь остаться на месте, но следуя наложенным ограничениям.
Этот констрейн удобен для анимации движений объекта вдоль поверхности. Он имеет только атрибуты, определяющие вес управляющей поверхности или кривой.
Примечание. Для того, чтобы намертво закрепить объект в фиксированной точке поверхности, имеются многочисленные способы, описанные в главе про изнанку MAYA.
Normal Constraint
Данный констрейн позволяет развернуть объект так, чтобы он смотрел вдоль нормали к заданной поверхности. Управляемый объект только разворачивается вдоль нормали, но остается на месте и не перемещается на поверхность. Поэтому Normal Constraint и Geometry Constraint часто используют вместе.
Читая выражение «смотрел вдоль нормали», вы должны сразу понимать, что в этом случае необходимо задавать значения того, какой осью объект должен смотреть вдоль нормали и какой осью он должен смотреть наверх. Он имеет такие же атрибуты, как и Aim Constraint, и требует четкого понимания, как расположены локальные оси внутри управляемого объекта.
Совет. Атрибуты offset при использовании Normal Constraint удобны для разворота объекта нужной локальной осью вдоль нормали. Кроме того, вы можете использовать Normal Constraint для ориентации объекта не только вдоль нормали, но и вдоль касательной в поверхности. Ориентация объекта в касательной плоскости также может настраиваться атрибутами offset.
Tangent Constraint
Этот констрейн используется для ориентации объекта вдоль направления касательной к выбранной кривой. Он не работает с поверхностями в качестве управляющих объектов. Используется редко. Имеет атрибуты и идеологию, аналогичные Aim Constraint.
Совет. Гораздо проще закрепить и развернуть объект по касательной к кривой с помощью анимации по пути. Закрепить объект на поверхности этим же способом можно, создав кривую на поверхности (для сплайнов) или сдублировав полигональное ребро. Полученную кривую можно использовать для анимации по пути, с сохранением истории моделирования и принадлежности такой кривой к поверхности.