Снова жмем Apply для копирования и, если все в порядке, сбрасываем параметры в значения по умолчанию (Edit=>Reset Settings), а затем закрываем Option Box.

Создайте NURBS-сферу и поместите ее в центр колеса. Эстетствующие маргиналы могут развернуть ее вокруг оси Z на 90 градусов и установить Degree=Linear для makeNurbsSphere. Совсем уж дизайнеры могут также задать spans=3 и rotateY=22.5.

В Outliner выберите все объекты, относящиеся к колесу, и удалите историю. Сделайте новую группу (Edit=>Group).

Переименуйте ее в WheeM.

Теперь надо поставить колесо на место.

В Outliner выберите группы Base и Cabin.

В Channel Box установите Visibility=on.

Выберите группу WheeM, отмасштабируйте и переместите на место первого колеса.

Теперь перед нами стоит задача размножить колесо вдоль паровоза, не зная заранее расстояния между соседними копиями.

Нажимаем Ctrl-d и сдвигаем полученную копию на новое место.

Чтобы получить следующую копию с таким же смещением, нужно воспользоваться операцией Edit=>Duplicate with Transform.

Смысл этой операции состоит в создании копии объекта и применении к нему всех трансформаций, которые были произведены над исходным объектом с момента последнего копирования. Эта операция незаменима при изготовлении всяких лестниц, спиралей и прочих декораций.

Теперь надо получить симметричный ряд колес. Быстрее всего это сделать при помощи дополнительной группировки и отрицательного масштабирования, пользуясь тем, что pivot новой группы по умолчанию устанавливается в начало координат.

Объедините все три группы (Wheell, Wheel2, Wheel3) в новую группу и назовите ее WheelsLeft. Скопируйте ее (Edit=>Duplicate).

В Channel Box задайте scaleX=-1 и переименуйте группу в WheelsRight.

Все хорошо, однако некоторые дотошные умы, смущенные отрицательным масштабом могут заметить, что если выбрать два симметричных колеса и попытаться их покрутить, то направления вращения у них будут разные.

Это и есть следствие махинаций с масштабом. Для того, чтобы избавиться от «вывернутости» масштаба, надо применить к группе WheelsRight операцию Freeze, которая сбрасывает все значения атрибутов translate, rotate и scale, оставляя при этом объект на месте, как будто бы он только что был создан в такой позиции и с таким размером. (Подробнее о Freeze Transformations и Reset Transformations читайте во главе про изнанку MAYA.)

Выберите группу WheelsRight и выполните Modify=>Freeze Transformations. Это решит проблему отрицательных вращений.

Объедините все четыре группы (Base, Cabin, WheelsRight, WheelsLeft) в новую группу и назовите ее Train.

Сохраните файл (train05.ma).

Паровоз готов, займемся железной дорогой.

Спрячьте группу Train.

Выберите Option Box для CV Curve Tool и установите Curve Degree=3 Cubic. Постройте кривую пути для паровоза.

По поводу прокладывания пути для железной дороги есть весьма поучительная история из реальной жизни.

Мой хороший друг Олег Булгак поехал работать по распределению в Новый Уренгой. Работать ему пришлось на разных объектах, в том числе и на строительстве железной дороги. И хотя в его обязанности никак не входили задачи проектирования, однажды он был застигнут неопределенного рода начальством с безапелляционным предложением проложить маршрут для очередного участка железной дороги между местных болот. На робкие возражения, что, мол, не обучен и, типа, некомпетентен, последовал убойный аргумент: «Вы там штаны протирали пять лет, вот и покажите, на что способны! А то кому же еще план рисовать да бумагу марать, инженеры разныя!» Вместо «разный» подставлялись различные прилагательные, характеризующие степень компетентности в инженерном деле. Выхода не было, дело пахло скандалом, начальство пахло перегаром, и Олег, просидев несколько часов над секретным планом окрестных топей и болот, начертал дрожащей рукой кривую третьего порядка, ставшую впоследствии следующим участком железнодорожной магистрали. Дождаться конца строительства Олегу, к счастью, не довелось, и скоро он вернулся в менее сибирскую Молдавию. Однако через несколько лет ему пришлось ехать по той самой железной дороге. Всю дорогу скорый поезд мчался среди безлюдной местности, практически обгоняя свой собственный шум. Однако в районе знакомых болот состав вдруг сбросил скорость и стал медленно и осторожно красться между кустиков осоки и кочек моха, подобно змее, подбирающейся к добыче. Добыча, видать, была пугливая, потому что тащился поезд довольно долго. Однако затем, как ни в чем не бывало, весело рванул в направлении пункта назначения. Бывалый Олег связал было такое странное поведение поезда с состоянием здоровья машиниста и его помощника, однако все-таки поинтересовался у соседей о причинах столь значительной задержки. Соседи в незатейливых выражениях быстро объяснили, что пару лет назад какой-то шибко умный инженер из Москвы проложил здесь железнодорожный маршрут ТАК, что любой поезд сходит с рельс, если движется быстрее пешехода. Далее следовали слова благодарности этому инженеру и его родителям. Олег скромно промолчал, избегая лучей славы, однако поклялся больше не заниматься железнодорожным делом.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒