Отличия между отдельными наблюдателями могут быть весьма выраженными: считается, что при цветовоспроизведении средняя CIELAB АЕ* между визуально одинаковыми (метамерными - Прим. пер.) стимулами для разных наблюдателей приблизительно равна 2.5 с максимально возможным разбросом до 20 единиц (Фершильд и Альфвин, 1995, 1997).

Итак, первую причину несоответствия можно устранить за счет использования при колориметрических вычислениях спектрального распределения энергии фактического просмотрового источника, но вторая причина - это принципиальное ограничение колориметрии (неизбежное следствие любого усреднения), которое невозможно устранить и можно лишь понять.

Подытожим сказанное: когда требуется высокоточная оценка цветового

Относительное спектральное распределение энергии CIE-осветителей D50 и F8 (нормированы к 100 по длине волны 560 нм).

Рис. 7.2 Относительное спектральное распределение энергии CIE-осветителей D50 и F8 (нормированы к 100 по длине волны 560 нм).

восприятия, предпочтительнее использовать фактическое спектральное распределение энергии источников освещения, а не CIE-стандартное. Если таковое невозможно, то должны использоваться просмотровые кабины, источники которых максимально приближены к CIE-осветителям.

Идеальным явилось бы знание абсолютных спектральных распределений энергии (и, соответственно, абсолютных трехстимульных значений) по каждому компоненту поля зрения, но моделям цветового восприятия не требуется столь детализированная информация. Ниже описан минимум данных, необходимый по каждому компоненту поля зрения (некоторые модели требуют еще меньших данных, поскольку не учитывают всех его компонентов).

Адаптирующее поле должно быть специфицировано, как минимум, абсолютными трехстимульными значениями (альтернативно: относительными трехсти-мульными значениями при абсолютных яркости или освещенности).

Стимул также должен быть специфицирован абсолютными трехстимульны-ми значениями (желательно рассчитанными по фактическому источнику).

Подобные данные нужны как по проксимальному полю, так и по фону, хотя довольно часто фон предполагается ахроматичным и, следовательно, может быть описан только своим коэффициентом яркости.

Цвет окружения не учитывается ни одной моделью: достаточно знать яркость окружения по отношению к области изображения (или стимула). Однако зачастую и эта информация оказывается избыточной, и окружение в полной мере может быть описано такими прилагательными, как «темное», «тусклое» или «среднее». Практические словесные определения возможных относительных яркостей окружения таковы: темное - 0%, тусклое - 0-20%, среднее - 20-100% от яркости сцены или яркости белой точки изображения.

7.3 ЗРИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Часто бывает трудно (особенно тем, кто имеет близкое отношение к физике и инженерному делу) поверить в то, что т.н. зрительская интерпретация и, следовательно, цветовое ощущение, зависят от конфигурации стимула и его истолкования сознанием. Однако наш личный опыт тому яркое подтверждение.

Один пример из личных наблюдений автора (и его коллег): соседский дом был выкрашен в светло-желтый цвет и парадная дверь на нем тоже была светло-желтой. Как-то поздним вечером дверь вдруг стала казаться… синей. Синяя дверь в желтом доме? - любопытно… Однако стоило присмотреться, как дверь вновь приобрела привычный желтый цвет. Весь дом был освещен интенсивно-желтым закатным солнцем, и только маленькая, едва заметная кирпичная стенка отбрасывала тень на дверь, которая оказалась освещенной только светом неба (прямые солнечные лучи на нее не попадали) и, следовательно, воспринималась синее, чем остальная часть здания. В первый момент сцена интерпретировалась как равномерно освещенные желтый дом с синей дверью. Однако, как только стало понятно, что освещение неравномерно и что дверь фактически освещена синим светом, так сразу ее восприятие сменилось с синего на желтое. Изменение в цветовом восприятии двери было полностью основано на когнитивной интерпретации освещения, и с того момента, как фактическое освещение стало понятным, ощущение уже не могло вернуться назад.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒