По ряду причин описанная спецификация поля зрения непрактична: во-первых, понадобится огромный пакет данных, которые трудно получить даже в лабораторных условиях, не говоря уже о реальной практике (от которой требовать подобного просто абсурдно); во-вторых, даже если удастся каким-то образом получить такие данные, их объем окажется столь велик, что создаст очень большие трудности в переработке информации; в-третьих, даже если преодолеть все перечисленные преграды, то неизбежно понадобится модель цветового восприятия, способная переработать весь массив данных. Такой модели не существует и вряд ли она появится в обозримом будущем. Отметим, что учет вариабельности наблюдательских суждений о цветовых ощущениях тоже привел бы к излишнему усложнению системы.

Перечисленные выше сложности диктуют необходимость упрощения ситуации, чего можно добиться, определив минимально необходимое количество компонентов поля зрения, то есть - отобрав самые важные из них. Различные модели цветового восприятия используют разные комбинации упомянутых компонентов, но наиболее полный комплект предложен Хантом (1991, 1995) для его же собственной модели. Поскольку хантовское определение поля зрения включает в себя расширенный набор компонентов, априори подходящих ко всем прочим моделям, его определение мы и приводим ниже.

Поле зрения, по Ханту, делится на четыре составляющих:

1. Стимул.

2. Проксимальное поле.

3. Фон.

4. Окружение.

На рис. 7.1 показана схема поля зрения и его компонентов (по Ханту). Стимул

^ Стимул определен как цветовой фактор, восприятие которого мы хотим измерить.

Обычно под стимулом подразумевают равномерный патч с угловым размером приблизительно 2°. К примеру, стимул, показанный на рис. 7.1, имеет угловой размер 2°, если смотреть на рисунок с расстояния 13 см. Такой угловой

Спецификация компонентов поля зрения. Если рассматривать данное изображение с расстояния 13 см, угловой размер будет корректным (то есть область стимула будет укладываться в визуальный угол 2°).

Рис. 7.1 Спецификация компонентов поля зрения. Если рассматривать данное изображение с расстояния 13 см, угловой размер будет корректным (то есть область стимула будет укладываться в визуальный угол 2°).

размер был утвержден, дабы привести поле зрения в соответствие стандартному колориметрическому наблюдателю CIE 1931, который соответствует стимулам, лежащим в диапазоне углового размера от 1° до 4° (CIE 1986). При стимулах существенно меньшего размера трихроматическое зрение начинает, как говорят, «разваливаться».

Для работы со стимулами большего углового размера (10° и выше) был принят дополнительный стандартный колориметрический наблюдатель CIE 1964.

Для данного нами определения стимула существует фундаментальное теоретическое ограничение - неоднородность сетчатки в плане цветовой чувствительности. Вместе с тем, с 1931 г. и по сей день приведенное определение вполне удовлетворяет требованиям базовой колориметрии.

Практическим ограничением действующего определения, особенно в работе с изображениями, является то, что элементы изображения по угловому размеру зачастую либо много меньше 2°, либо (реже) больше 10°. К счастью, в цветовом репродуцировании изображений данные ограничения часто сходят на нет, поскольку в задачу репродуцирования входит воспроизведение пространственного взаиморасположения цветовых стимулов, почти идентичное оригиналу. Таким образом, любые отклонения по пространственным допускам одинаково соотносятся друг с другом и в оригинале, и в копии.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒