Учитывая вариабельность печатных красок, бумаг и процессов, данная система может рассматриваться лишь как приблизительное руководство. Известно также, что вееры не очень стабильны и рекомендуется менять их примерно раз в полгода. В то же время наличие PostScript Process Color Guide все-таки намного лучше, чем его отсутствие и/или работа на некалиброванных/нехарак-теризованных цветовоспроизводящих устройствах. Однако, конечно же, система, в которой все устройства отображения тщательно калиброваны и характеризованы, а условия просмотра тщательно проконтролированы и учтены, окажется способной к намного более точному цветовоспроизведению (в рамках своего цветового охвата, разумеется), чем ручной подбор CMYK-комбинаций по PostScript Process Color Guide.
Для воспроизведения внегамутных цветов (таких, как, к примеру, цвета металлизированных красок, которые не могут быть имитированы на двухмерном мониторе) система вееров по-прежнему незаменима.
ФЕНОМЕНЫ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
В третьей главе мы сформулировали фундаментальные положения базовой колориметрии. Однако несмотря на то, что система CIE чрезвычайно эффективна, всегда нужно помнить, что она имеет серьезные ограничения, так как построена на трехстимульных значениях, точно описывающих цветовое соответствие для усредненного наблюдателя, но не несущих никакой информации, характеризующей само цветовое ощущение. Последнее - сфера деятельности моделей цветового восприятия.
О трехстимульных значениях мы говорим как о номинальных (или, в лучшем случае, как о порядковых) шкалах цвета, которые можно использовать лишь для ответа на вопрос: есть визуальное соответствие двух стимулов или нет? Спецификация цветовых отличий требует интервальных шкал, а описание цветового восприятия - интервальных шкал для цветового тона (hue) и пропорциональных шкал для субъективной яркости, светлоты, полноты цвета и насыщенности.
Таким образом, чтобы перейти от трехстимульных значений к перцепционным размерностям, нужна некая дополнительная информация, позволяющая повысить ранг сложности шкал. Где найти такую информацию? Почему она необходима? В чем «ущербность» трехстимульной колориметрии? На эти вопросы можно ответить, исследуя различные феномены цветового восприятия, часть из которых описана в данной главе. Интересовать нас будут те явления, что не могут быть описаны с помощью классической трехстимульной колориметрии. Понимание причин и природы этих явлений позволит нам строить модели цветового восприятия.
6.1 ЧТО ТАКОЕ ФЕНОМЕНЫ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ?
Для усредненного наблюдателя два стимула с одинаковыми трехстимуль-ными значениями CIE XYZ будут соответствовать друг другу по цвету до тех пор, пока соблюдается ряд условий:
- определенный ретинальный локус стимуляции;
- определенный угловой размер области стимуляции1;
- определенный уровень фотометрической яркости стимула.
Плюс к тому, оба стимула должны иметь одинаковые окружения, фоны, размеры, формы, характеристики поверхности, геометрии освещенности поверхности и т.п. Если хотя бы одно из перечисленных условий нарушено, то вполне вероятно, что цветовое соответствие исчезнет. Однако на практике ус ловия, необходимые для успешного прогноза цветового соответствия на базе простой трехстимульной колориметрии, часто не могут быть соблюдены, и для этих случаев нужна расширенная, высшая колориметрия, учитывающая изменчивость перечисленных выше факторов. Такой высшей колориметрией являются модели цветового восприятия.