Данная глава дает общий обзор колориметрических концепций, определяющих ступени развития моделей цветового восприятия, но при этом не является детальным и полным описанием колориметрии, поскольку читателю доступно множество великолепных работ, освещающих этот вопрос. Для введения в колориметрию мы рекомендуем читателям познакомиться с работами Бернса (2000), Ханта (1991), Бергера-Шанна (1994), Хантера и Гарольда (1987). Точное определение колориметрии можно найти в первоисточнике - Публикации CIE №15.3 (CIE, 1986). Для глубокого изучения рекомендуем классическую книгу Вышецкого и Стайлса «Наука о цвете» (1982), а фундаментальный материал по теории и математике визуальных цветовых соответствий можно найти в работе Коэна (2001).

3.1 БАЗОВАЯ И ВЫСШАЯ КОЛОРИМЕТРИИ

Колориметрия занимается цветовыми измерениями.

Вышецкий (1973) указал на существенное различие между основной и высшей колориметриями (см. также Вышецкий, 1986), и поскольку это различие - основа данной книги и объект ее самого пристального внимания, здесь уместно процитировать слова самого Вышецкого, посвященные базовой и высшей колориметриям.

Базовую колориметрию Вышецкий (1973) описывает так: «Колориметрия в строгом смысле - это инструмент прогнозирования того, будут ли соответствовать друг другу по цвету два световых потока (визуальных стимула) с разным спектральным распределением энергии при заданных условиях наблюдения. Прогноз определяется трехстимульными значениями (tristimulus values) двух визуальных стимулов, и если трехстимульные значения у одного стимула точно такие же, как и у другого, - цветовое соответствие будет констатировано усредненным наблюдателем с нормальным цветовым зрением».

Область высшей колориметрии Вышецкий (1973) описывает следующим образом: «Колориметрия в более широком смысле включает в себя методы оценки восприятия цветового стимула, предъявленного наблюдателю в сложном окружении, которое мы наблюдаем в повседневной жизни. Оценку восприятия считают конечной целью колориметрии, но из-за своей невероятной сложности эта цель очень далека от своего достижения. С другой стороны, некоторые аспекты общей проблемы прогнозирования цветового восприятия стимулов не кажутся столь неуловимыми: известные примеры - измерение цветовых различий, белизны и хроматической адаптации (хотя по большому счету и эти проблемы все еще не решены, и дальнейшая работа в этих областях весьма интересна и практически важна)».

Данная глава описывает известные положения базовой колориметрии, которые закладывают фундамент моделей цветового восприятия, и также в ней описаны некоторые широко используемые методы измерения цветовых отличий, которые являются одной из главных целей высшей колориметрии. Деление Вы-шецким колориметрии на базовую и высшую определяет назначение данной книги: описать исследования и моделирование, ориентированные на продвижение базовой колориметрии к ее конечной цели - колориметрии высшей.

3.2 ПОЧЕМУ ЦВЕТ?

Прежде чем начинать разговор о цветовых измерениях, необходимо рассмотреть самою природу цвета. На рис. 3.1 дан ответ на вопрос: «Почему цвет?». «Почему?» - здесь уместнее, нежели традиционное «Что такое?», поскольку цвет - непростая вещь, его довольно сложно растолковать тому, кто никогда не ощущал цвета, потому что цвет не может быть объяснен без конкретных примеров (см. главу 4).


⇐ вернуться назад | | далее ⇒