6. Размер изображения и расстояние просмотра (пространственный угол).

7. Геометрия просмотра.

Плюс к тому наблюдатели должны выносить окончательное суждение об изображениях только по прошествии времени, достаточного для полной адаптации к соответствующим условиям просмотра.

В 1996 г. Браун наглядно продемонстрировал важность контроля условий просмотра при сравнении изображений, выполненных на разных носителях: ученый пришел к заключению, что для вынесения окончательного суждения наилучшей является методика последовательного бинокулярного просмотра (successive binocular viewing), при которой наблюдатель обоими глазами смотрит на первое изображение, а затем, после минутной переадаптации к новым условиям просмотра, смотрит на изображение сравнения. Пространственное расположение оригинала и репродукции должно быть таким, чтобы в каждый данный момент было видно только одно изображение, и, отметим, что всякий раз, когда наблюдатель переходит от одного изображения к другому, требуется одна минута адаптации.

К сожалению, в большинстве случаев используется методика одновременного бинокулярного просмотра (simultaneous binocular viewing), при которой оригинал и репродукция (с разными белыми точками и на разных носителях) рассматриваются одновременно, край в край, что в итоге дает неприемлемые результаты. В таких ситуациях статус хроматической адаптации наблюдателя не может быть достоверно спрогнозирован, поскольку зависит от относительной величины времени, потраченного на рассматривание каждого изображения.

При одновременном просмотре оптимальные результаты могут быть получены, если предположить некую единую, промежуточную точку адаптации. Действительно, результатом такого выбора явится репродукция, которая будет соответствовать оригиналу при рассматривании с ним край в край, но при самостоятельном просмотре покажется весьма странной, к примеру, если CRT-монитор имеет 9300 К по белой точке, а репродукционный отпечаток предназначен для рассматривания при свете D50-имитатора, то оттиск, обеспечивающий равенство при одновременном просмотре, будет иметь общий синий сдвиг (blue cast). Как только такой отпечаток станут рассматривать изолированно (но по-прежнему при свете D50-имитатора), он будет восприниматься неприемлемо синим, то есть наблюдатель зафиксирует полное несоответствие. Когда же при условии последовательной адаптации используется метод последовательного сравнения, то изображение на экране (идеально сбалансированном по серому при коррелированной цветовой температуре белой точки 9300 К) будет совпадать с нейтрально-сбалансированным отпечатком при D50-имита-торе. Таким образом, при соблюдении соответствующих просмотровых процедур можно получить как соответствие по цветовому восприятию, так и высокое индивидуальное качество изображения.

Вопросы одновременного сравнения изображений, выполненных на разных носителях, детально изложил Като (1995).

Когда условия просмотра четко определены и контролируемы, тогда путем разумных и осторожных предвычислений можно извлечь кое-какую общевычислительную выгоду. Предвычисления делят работу моделей цветового восприятия на процедурные составляющие - разбивают процесс на те участки, где требуются однократные вычисления (то есть по двум вариантам условий просмотра), и те, что требуют расчета по каждому элементу изображения. Таким образом, оптимальная предвычислительная процедура сперва рассчитывает просмотро-зависимые параметры модели, а затем полученный массив данных использует для индивидуальных вычислений по модели восприятия (выполняе мых в отношении каждого пиксела или элемента LUT). К примеру, если для учета изменений в белой точке и яркости (но при постоянном окружении) задействуется RLAB, то с целью определения трехстимульных значений репродукции изменение в условиях просмотра может быть предрассчитано с помощью единичного преобразования по 3х3-матрице, примененного к CIE XYZ-трех-стимульным значениям оригинала. Сказанное является серьезным вычислительным упрощением, которое позволяет пользователям интерактивно менять параметры модели цветового восприятия, то есть оперативно выбирать источник, в свете которого будет рассматриваться данное изображение.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒