Следующий этап: учет информации об условиях просмотра оригинального изображения и применение к колориметрическим данным процедуры учета смены хроматической адаптации и/или модели цветового восприятия. Последнее выполняется с целью преобразования XYZ-значений в размерности, коррелирующие с атрибутами восприятия (светлотой, цветовым тоном и насыщенностью).

По выполнении такого преобразования цветовые координаты отражают влияние на восприятие специфики устройства и условий просмотра, то есть

Концептуальная поточная диаграмма процесса аппаратно-независимого цветовоспроизведения.

Рис. 19.1 Концептуальная поточная диаграмма процесса аппаратно-независимого цветовоспроизведения.

они принадлежат т.н. просмотро-независимому пространству (viewing-condi-tions-independent space). На данной стадии процесса изображение описывается исключительно его изначальным восприятием, и эта стадия более всего подходит для манипуляции цветами изображения (если в таковых есть необходимость). Манипуляции эти могут представлять собой компрессию охвата (гамут-мэппинг), цветокоррекцию, управление тонопередачей, пространственные операции, подавление шумов и пр. Отметим, что на данном этапе атрибуты цветового восприятия элементов изображения принимают свои окончательные значения.

Далее начинается обратный процесс (кстати говоря, демонстрирующий удобство и эффективность аналитически инвертируемых моделей цветового восприятия): условия просмотра выходного изображения (наряду с окончательными данными о его восприятии) используются для инверсии модели цветового восприятия с целью обратного преобразования от просмотро-незави-симого пространства к пространству аппаратно-независимому, например, про странству CIE XYZ-значений. Последние на основе данных колориметрической характеризации выводного устройства преобразовываются в аппаратные координаты (например, CMYK), необходимые для воспроизводства стимулов желаемого выходного изображения. Следующие разделы текущей главы детализируют данный процесс.

Отметим, что программная реализация процессов аппаратно-независимого цветовоспроизведения требует больших вычислительных ресурсов, поэтому во избежание серьезных ошибок квантования обработка изображений в промежуточных пространствах цветового восприятия выполняется обычно по т.н. данным с плавающей запятой (floating-point image data) и при той же точности вычислений. Такой подход вполне пригоден для научных исследований, но непрактичен в отношении большинства «бытовых» систем цветовоспроизведения, в частности тех, что ограничены 24-битовым (8 бит на канал) представлением цветовых данных: в этих случаях описанные выше процессы, хоть и используют для конструирования систем и алгоритмов, но самое исполнение возлагают на интерполяцию в рамках многомерных восьмибитовых (на канал) таблиц соответствия (look-up tables - LUTs).

Любопытно, что в отличие от полиграфии отрасль компьютерной графики чаще всего работает по данным с плавающей запятой и высокоточными целыми. Есть вероятность, что в результате слияния двух отраслей исторически сложившиеся вычислительные проблемы и ограничения будут преодолены.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒