5. Луо и колл. (1995)
«На пятом этапе эксперимента исследовался феномен симультанного контраста: пять наблюдателей шкалировали светлоту, полноту цвета и цветовой тон образцов, представленных на экране CRT-монитора, при том, что проксимальное поле этих образцов менялось по определенной схеме. Результаты показали, что все три размерности цветового восприятия, как и ожидалось, подвержены индукции. Оценка хантовской модели (единственной модели, способной к непосредственному учету симультанного контраста) показала ее несостоятельность по данному направлению и необходимость дальнейшей модификации».
В 1994 г. Хант и Луо подытожили результаты первых четырех экспериментов LUTCHI и сделали выводы о путях совершенствования хантовской модели. В целом эксперименты показали, что хантовская модель прогнозирует цветовой тон с CV-показателем 7-8 при вариабельности наблюдателей CV = 8. По светлоте модель дала CV = 10-14 при вариабельности наблюдателей CV = 13. По полноте цвета CV держалась в районе 18 при вариабельности наблюдателей CV = 17. Исследователи пришли к заключению, что хантовская модель способ на прогнозировать экспериментальные данные с эффективностью одного усредненного наблюдателя.
Итак, мы видим, что был получен безусловно внушительный и хороший результат.
* * *
Данные экспериментов LUTCHI оказали существенное влияние на работу CIE TC1-34 по оценке новых моделей восприятия и созданию CIECAM97s (см. раздел 17.6 текущей главы). К сожалению, точные сведения долгое время не публиковались, поскольку считались собственностью спонсоров, но в итоге они все-таки были обнародованы и использованы при создании CIECAM02.
17.5 НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ИСПЫТАНИЕ МОДЕЛЕЙ
Точность экспериментов по количественной оценке стимулов можно повысить за счет использования усовершенствованных психофизических методов. Один из таких методов задействует эксперименты по парному сравнению, при которых наблюдатели, просматривая по два стимула одновременно, выбирают лучшую пару. Для получения интервальных шкал (и выявления их естественной погрешности) результаты анализируются по закону сравнительных оценок (закон Тарстона; см. гл. 2. - Прим. пер.).
Оценку моделей цветового восприятия начинают с получения комплекта трехстимульных значений оригинальных стимулов (или изображения) в первых условиях просмотра, а затем рассчитывают согласованные стимулы (или изображения) по вторым условиям. Процедуру проводят с каждой из исследуемых моделей, после чего наблюдатели из всех пар стимулов выбирают ту, которая является наилучшей репродукцией оригинала в новых условиях просмотра. На выходе эксперимента исследователи получают интервальные шкалы, по которым судят об относительном качестве каждой модели.
Серьезным недостатком данного подхода является то, что результаты экспериментов не могут быть использованы для создания новых моделей.
В Манселловской научной лаборатории по цвету Рочестерского технологического института была проведена развернутая серия аналогичных экспериментов, результаты которых подытожены Фершильдом (1996) и представлены ниже.