На рис. 13.2 показан эффект изменения степеней: изображение «а» - типичная печатная репродукция; изображения «Ь» и «с» демонстрируют такое изменение контраста, какое необходимо для достижения идентичного восприятия оригинала в темном окружении: в «Ь»-изображении изменен лишь свет-лотный контраст, тогда как в изображении «с» к хроматическим размерностям применена та же компенсация окружения, что и к светлоте. Изображение «с» имитирует репродукцию, выполненную условной фотографической системой при синхронном увеличении контраста всех трех светочувствительных слоев (что в целом предпочтительно). Отметим, однако, что свойства реальных пленок можно использовать для компенсации некоторого роста чистоты цвета по мере роста контраста. Отметим, что изображения рисунка 13.2 должны ис-
Рис. 13.2 Изображения, иллюстрирующие усиление контраста, необходимое для учета изменений в восприятии при переходе от среднего окружения к темному: (а) - оригинальный отпечаток; (b) - изображение с усиленным светлотным контрастом, предназначенное для рассматривания в темном окружении; (c) - изображение, с усиленными светлотным и хроматическим контрастами, предназначенное для рассматривания в темном окружении.
пользоваться только для иллюстрации вышесказанного, поскольку рассматриваются они не в соответствующих условиях.
13.5 СВЕТЛОТА
Коррелятом светлоты в модели RLAB является LR, и дальнейших вычислений не требуется.
13.6 ЦВЕТОВОЙ ТОН
Рис. 13.3. демонстрирует локусы однозначных цветовых тонов NCS, которые, отметим, не согласуются с осями цветового пространства и аналогичны
Рис. 13.3 Углы перцепционно-однозначных цветовых тонов в цветовом пространстве RLAB.
CIELAB при эталонных условиях просмотра. Примеры состава цветового тона обозначены курсивом в табл. 13.1.
Таблица 13.1 Данные, необходимые для конверсии угла цветового тона в состав цветового тона
hR |
R |
B |
G |
Y |
HR |
R | |||||
Y | |||||
G | |||||
21.4 |
78.6 |
B79G | |||
B | |||||
17.4 |
82.6 |
R83B | |||
82.6 |
17.4 |
R17B | |||
R |
13.8 ЧИСТОТА ЦВЕТА
В некоторых областях деятельности, например в практике работы с изображениями, необходим гамут-мэппинг, причем желательно, чтобы компрессия цветов шла по линиям постоянной чистоты, а не по линиям насыщенности. Монтаг и Фершильд (1996,1997) описали подобные ситуации, а Вольский, Ал-лебах и Боумен (1994) предложили соответствующую методику мэппинга.
Напомним, что чистота цвета (saturation) определена как отношение его полноты (colorfulness) к его субъективной яркости (brightness); насыщенность (chroma) - как отношение полноты цвета к субъективной яркости белого; и наконец, светлота (lightness) - как отношение субъективной яркости к субъективной яркости белого. Следовательно, чистота цвета может быть определена как отношение насыщенности к светлоте.
Любопытно, что движение вдоль линии постоянной чистоты цвета будет захватывать серию цветов, которые мы наблюдаем, когда некий объект все глубже и глубже погружается в тень (по этой же причине программы гамут-мэппинга иногда пользуются линиями постоянной чистоты, а не насыщенности).