Контуры постоянного цветового тона, полученные Хангом и Бернсом (1995).

Рис. 10.5 Контуры постоянного цветового тона, полученные Хангом и Бернсом (1995).

Шкалу светлоты CIELAB можно проверить аналогичным образом, построив график манселловской светлоты как функции от L* (рис. 10.6). Очевидно, что L* очень хорошо прогнозирует манселловскую светлоту, причем даже лучше, чем полином пятого порядка, использованный для ее определения (Фершильд, 1995): мы видим, что результат, показанный на рис. 10.6, не противоречит ис-

Манселловская светлота как функция от CIELAB L*. Вспомогательная линия демонстрирует наклон, равный 1.0, благодаря чему хорошо видно, что не все точки находятся наод-ной прямой.

Рис. 10.6 Манселловская светлота как функция от CIELAB L*. Вспомогательная линия демонстрирует наклон, равный 1.0, благодаря чему хорошо видно, что не все точки находятся наод-ной прямой.

торической схеме расчета L*-шкалы как максимально приближенной к ман-селловской шкале светлоты (Робертсон, 1990).

Также стоит отметить, что перцепционно-однозначные цветовые тона (краси о о о \

ный, зеленый, желтый и синий) не располагаются непосредственно на a -и Ь*-осях. Однозначные цветовые тона при дневном освещении лежат примерно на 24° (красный), 90° (желтый), 162° (зеленый) и 246° (синий) (Фершильд, 1996).

Прочие ограничения CIELAB связаны с тем, что расчет смены хроматической адаптации по фон Кризу производится с CIE XYZ-данными, а не с колбоч-ковыми чувствительностями, то есть, мы можем говорить о псевдофонкризов-скомрасчете смены хроматической адаптации (Терстиге, 1972), что показано в следующем разделе.

Псевдофонкризовский расчет смены хроматической адаптации

Фонкризовский расчет, применяемый к величинам, отличным от колбочко-вых ответов (LMS-значения иногда называют фундаментальными трехстимуль-ными значениями), Терстиге (1972) назвал «Псевдофонкризовским расчетом смены хроматической адаптации». Таким образом, CIELAB включает в себя псевдофонкризовское расчет, выполняемый путем нормировки CIE XYZ-значений стимула на CIE XYZ-значения источника освещения. Важно понимать, что нормировка XYZ не эквивалентна процессу первичного линейного преобразования в колбочковые ответы (с их последующей нормировкой). Данный тезис иллюстрируют формулы 10.7-10.11, которые конвертируют корректный фон-кризовский расчет, представленный в матричной форме, в процедуру, проводимую с CIE-трехстимульными значениями.

Предикторы некоторых согласованных цветовых стимулов, полученные с помощью CIELAB-модели. Полые треугольнички представляют визуальные данные; сплошные треугольнички - предикторы модели.

Рис. 10.7 Предикторы некоторых согласованных цветовых стимулов, полученные с помощью CIELAB-модели. Полые треугольнички представляют визуальные данные; сплошные треугольнички - предикторы модели.

Бренемановские согласованные цветовые стимулы, задействованные для сравнения моделей хроматической адаптации (см. гл. 9), были также использованы для оценки точности расчета смены хроматической адаптации в формулах CIELAB. Предикторы и визуальные результаты показаны на рис. 10.7: мы видим, что ошибки прогноза существенно больше, чем при нормальном фон-кризовском расчете (см. рис. 9.2 в гл. 9). Наибольшими оказались погрешности в прогнозе цветового тона синих стимулов при переходе адаптации с дневного освещения на свет ламп накаливания, что четко коррелирует с результатами Лиу (1995) в отношении танзанита.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒