В упомянутых экспериментах имеет место некоторое несоответствие между визуальными данными и предикторами фонкризовской модели - ученые пы тались решить возникшую проблему различными путями, которым будут посвящены следующие разделы данной главы, да и всей нашей книги в целом.

Удивительно, что фон Криз все это предвидел, и сразу же после тех строк, что нынче именуются фонкризовской моделью, читаем: «Но если обратиться к реальной физиологии процессов, то начинаешь сомневаться в их простоте».

Действительно, все не так просто, но поразительно то, что незамысловатая гипотеза фон Криза объясняет большую часть феномена хроматической адаптации.

9.2 РЕТИНЕКСНАЯ ТЕОРИЯ

Механизмы хроматической адаптации, обсуждаемые в контексте цветовой константности, составляют суть т.н. ретинексной теории, разработанной Эдвином Лэндом и его коллегами (например, Лэнд и Мак-Канн, 1971; Лэнд 1977, 1986), которую можно рассматривать как расширенную версию фонкризов-ской модели. Было предложено несколько вариантов теории Лэнда, но ключевым моментом явилось непосредственное обращение ретинекс-алгоритма к пространственному распределению цветовых стимулов сложной сцены, дабы наилучшим образом моделировать ее восприятие.

Свою теорию Лэнд сформулировал для объяснения независимости цветового восприятия от спектрального распределения энергии отраженного света (трехстимульных значений). Лэнд предположил, что цветовое восприятие зависит от спектральных коэффициентов отражения поверхностей, а не от спектрального распределения отраженного света. Ретинекс-алгоритм в его наиболее поздней формулировке (Лэнд, 1986) весьма прост: ученый предложил три механизма спектральной чувствительности колбочковых фоторецепторов и назвал эти механизмы «ретинексами», о которых говорят как о некоей комбинации ретинальных и кортикальных механизмов. Лэнд выдвинул гипотезу, в которой в качестве размерностей пространства цветового восприятия предложил длинно-, средне- и коротковолновочувствительные ретинексы. Выходные ре-тинексы были определены через относительный сигнал от некоей данной точки сцены, нормированный на средний сигнал по данному ретинексу в данной сцене.

Наиболее интересной особенностью такого алгоритма является то, что он признает вариативность цветового ощущения при вариативности фона стимула. Влияние фона может меняться по мере изменения пространственного распределения ретинексных сигналов, использованных для нормировки сигнала О ¥ Ч «_» «_» U от данной точки сцены. Если данный нормирующий сигнал - это средний сигнал по данному ретинексу, то ретинексный алгоритм редуцируется до стандартного фонкризовского расчета.

В физиологическом толковании ретинексной модели имеется ряд изъянов (Брайнард и Ванделл, 1986; Ленни и Д'Змура, 1988), но если нас более всего интересует результат, нежели стройность и физиологичность модели зрительной системы (которая заложена в большинство моделей цветового восприятия), то концепции ретинексной теории могут оказаться весьма полезными, к примеру: сравнительно недавно ретинексные алгоритмы стали применять для компрессии динамического диапазона цифровых изображений и их цветокоррекции (Джобсон и колл., 1997). Прочие сферы применения, претензии и успехи рети-нексной теории описаны Мак-Канном (1993).


⇐ вернуться назад | | далее ⇒