Модели хроматической адаптации - это краеугольный камень всех моделей цветового восприятия, но при этом с моделями хроматической адаптации связаны некоторые неудобства, поскольку они не в состоянии обеспечить нас предикторами светлоты, насыщенности и цветового тона. Последние могут понадобиться в работе графических редакторов и программ гамут мэппинга (которым необходима более полная модель цветового восприятия).

8.6 ВЫЧИСЛЕНИЕ ЦВЕТОВОЙ КОНСТАНТНОСТИ

Существует еще один аспект исследований, направленных на создание математических моделей вычисления цветовой константности, и порой этот аспект тесно связан с моделями хроматической адаптации. Цель вычисления цветовой константности в том, чтобы на основании ограниченной цветовой информации, обычно представленной в виде набора трехстимульных значений, произвести оценку цветового постоянства объектов сцены. Фактически все сводится к попытке оценивать сигналы, зависящие только от спектрального коэффициента отражения объектов и не зависящие от освещения. С другой стороны, цель и смысл моделей хроматической адаптации в том, чтобы прогнозировать величину цветовой неконстантности, которую мы наблюдаем у людей.

Факт существования метамерных пар, которые в принципе не могут быть цветоконстантными и требуют учета осветителя в колориметрической практике, доказывает то, что в зрительной системе человека полная цветовая константность невозможна и нежелательна. Сказанное означает, что стремление получить как можно более цветоконстантную модель - это далеко не лучший путь моделирования функций зрительной системы человека. Однако в области машинного зрения использование максимально «цветоконстантных» датчиков могло бы оказаться весьма кстати.

Результаты вычислений цветовой константности дают нам ряд интересных данных и методик, которые могут помочь в моделировании человеческого зрения. К примеру, данные Мэлони и Ванделла (1986) демонстрируют пределы точности, с которой трихроматическая система в состоянии оценивать поверхностные коэффициенты отражения объектов реальной сцены. Д'Змура и Лен-ни (1986) показали, как трихроматическая зрительная система может давать цветоконстантные ответы по цветовому тону, жертвуя при этом константностью двух других атрибутов восприятия. Финлейсон и колл. (1994) демонстрируют получение оптимальных сенсорных спектральных чувствительностей, чтобы использовать правило фонкризовских коэффициентов для вычисления цветовой «околоконстантности».

Данные как перечисленных, так и многих других исследований дают представление о функциональных рамках зрительной системы, помогающее в проектировании, реализации и тестировании моделей цветового восприятия. Методы вычисления цветовой константности также дают окончательные ответы на вопросы, касающиеся требований, предъявляемых к оцифровке цветных изображений устройствами ввода (цифровыми камерами, сканерами и пр.), к синтезу реалистичных изображений средствами компьютерной графики, а также к конструкции колориметрического инструментария, предназначенного для работы с изображениями.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒