Отметим, что классические цветовые равенства получают непосредственно, то есть сравнивая два стимула, что называется, «сторонка к сторонке». Однако, коль скоро требуются разные условия просмотра, такая методика неосуществима, если не сделаны некие упрощающие допущения. Возможно, наиболее изящным примером таких допущений является эксперимент Мак-Адама (1961), в котором отличия в условиях просмотра создавались на уровне сетчатки.

В эксперименте Мак-Адама две разных области сетчатки (левая и правая половины) экспонировались различными адаптирующими стимулами, а затем предъявлялись тестовый и уравнивающий стимулы - каждый на своей половине поля зрения. Данный метод требует допущения, что адаптация каждой из половин сетчатки подобна адаптации, характерной для нормальных условий просмотра. Данное допущение, вероятнее всего, ошибочно, и описанная техника, носящая название «дифференциально-ретинальной», сегодня представляет собой лишь историческую ценность.

Гаплоскопическое соответствие

Следующий класс экспериментов - эксперименты по получению т.н. гапло-скопического соответствия, при которых один глаз адаптирован к одним условиям, а другой - к другим. Одному глазу предъявляется тестовый стимул, а уравнивающий - другому. Гаплоскопические эксперименты требуют допущения, что адаптация проходит по каждому глазу в отдельности. Такое допущение соответствует сенсорным механизмам, но, разумеется, не соответствует когнитивным. Некоторые преимущества и недостатки гаплоскопических экспериментов в исследовании цветового восприятия описаны Фершильдом и коллегами (1994).

Хант (1952) приводит пример одного из классических гаплоскопических исследований, а Бренеман (1987) описывает хитроумную установку для получения гаплоскопических соответствий. Масштабное исследование с использованием гаплоскопического просмотра предметных цветовых стимулов1 выполнено Японской Цветовой Научной Ассоциацией (Color Science Association of Japan) (Мори и колл., 1991).

Согласование по памяти

Для того чтобы уйти от дифференциально-ретинального или гаплоскопиче-ского методов, нужно пожертвовать точностью прямого сравнения в обмен на более реалистичные условия просмотра. Данному требованию отвечает метод согласования по памяти. При согласовании по памяти наблюдатели устанавливают соответствие между запомненным стимулом, наблюдавшимся в одних условиях просмотра, со стимулом, наблюдаемым в других условиях.

Хельсон, Джадд и Уоррен (1952) использовали различные варианты согласования по памяти, при которых наблюдатели присваивали манселловские коор динаты различным цветовым стимулам, то есть сравнивали стимулы с мансел-ловскими образцами, запомненными при стандартных условиях просмотра.

Райт (1981) для изучения хроматической адаптации предложил исключительно удобный метод сравнения по ахроматической памяти (согласование по серому ощущению), который широко использовался для получения различных данных о согласованных цветовых стимулах (Фершильд, 1990, 1991, 1992, 1993).

Величинная оценка

Еще один метод, реализуемый в естественных условиях просмотра, - это метод величинной оценки. При величинной оценке наблюдатели присваивают своему ощущению значения по различным атрибутам восприятия: светлоте, насыщенности и цветовому тону или по субъективной яркости, полноте цвета и цветовому тону. То есть такие эксперименты вполне могут снабдить нас информацией о цветовом восприятии на уровне данных о согласованных цветовых стимулах.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒